«Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества Саймонтона).

 

                 Творчество необходимо описывать с помощью законов особого типа, в которых сочетаются детерминизм и случайность. Аргумент: бессознательный характер многих творческих процессов, а также данные о связи гениальности с помешательством.

Если мы понимаем творчество как процесс, результат которого невыводим из исходного состояния, то кажется, что на этот вопрос следует дать, скорее, отрицательный ответ. Ведь с помощью законов может быть описана только регулярная, воспроизводимая и, следовательно, детерминированная связь явлений, в которой следствия выводимы из предпосылок.

Если под развитием мы понимаем такой процесс, при котором происходит усложнение объекта по сравнению с начальным состоянием, то из этого начального состояния нельзя

вывести конечное. Но наличие детерминированности событий является необходимой предпосылкой описания с помощью законов.

 

В современной когнитивной психологии указанная проблема проявляется, например, в виде известного парадокса обучения Джерри Фодора. Подвергая сомнению возможность усвоение логических форм мышления, он приходит к выводу о том, что логика может быть только врожденной. По его мнению, единственным известным способом обучения является индуктивное обучение (т.е. обучение на примерах). Логикой вообще невозможно овладеть, и она лишь ?пробуждается? с взрослением ребенка или подростка. Поскольку творчество, изучаемое психологией, не единственный процесс развития в нашем мире, посмотрим, какого типа законами описывается развитие в других науках. Возьмем классический пример  теорию эволюции в биологии. Эволюция – подлинный процесс развития, поскольку появление все новых форм живых организмов представляет собой возникновение нового, причем более сложно организованного. Теория эволюции Ч.Дарвина, которая при всех очевидных в настоящее время неточностях все же составляет основу современного подхода, вводит для описания развивающейся системы закон, однако это закон особого рода. В дарвиновской теории, как известно, утверждается наличие сил естественного отбора, а также мутаций. Естественный отбор – направленная и

детерминированная сила, действие которой может быть точно предсказано. Но сам по себе естественный отбор не приводит к возникновению нового, он позволяет лишь ?отбраковать? большинство новшеств и поддержать очень небольшую их часть. Новое возникает в сфере мутаций, т. е. случайного с точки зрения закономерностей системы. Сама же система должна только открывать поле, в котором эти случайности, мутации могли бы происходить с определенной частотой. Закон развития в теории Дарвина действует лишь как некоторая тенденция, указывающая общее направление развития, но не его конкретные детали. Направление развития, общая характеристика того нового, что появится в результате этого процесса, заданы. Конкретные же свойства нового не детерминированы системой, их появление или непоявление. вопрос случайности, описываемой на языке вероятности. Дарвинизм предлагает особый способ описания развивающихся систем, который адекватен отнюдь не только в сфере биологии. Кстати, этот способ описания на практике нашел себе применение в других областях, таких, например, как искусственный интеллект. Творчество тоже должно быть описано как сочетание общей детерминированной направленности и случайного, аналогичного мутации в теории эволюции. Для аргументации в пользу этой точки зрения может быть использовано несколько групп фактов.

1. Бессознательное в творчестве

Первая группа фактов связана с самоотчетами творческих людей о процессах творчества. Эти самоотчеты, вызывающие доверие своей согласованностью, подчеркивают значительную роль бессознательного. Приводимые свидетельства, однако, выявляют разную картину в сферах художественного и научного творчества. Поэтическое творчество. Почти общим местом у поэтов оказывается утверждение о том, что творчество происходит у них как бы само по себе, без их участия, под чью-то диктовку.

Следствием непроизвольности творчества, независимости от сознательного намерения становится деление жизни человека на две части: личную и творческую.

итак, процесс поэтического творчества не удается произвольно вызвать, его результат не соответствует ожиданию, творчество приводит к перерождению человека, оно становится притягательным, как наркотик. Творчество писателя-прозаика осознается писателями совсем по-другому. Дело, по-видимому, заключается в том, что предмет творчества писателя оформляется в языке, требуя скорее техники, чем вдохновения. В результате в работе прозаика значительное место занимает стадия реализации замысла. В поэзии процесс творчества происходит в момент связывания мысли со словом, в результате чего технический момент оформления мысли практически отсутствует. В этом плане поэзия является, возможно, наиболее чистым видом творчества. Различия между видами творчества станут еще более явными, если мы затронем работу ученого и изобретателя. Многочисленные исследования, выполненные биографическим методом, позволили установить типичную последовательность стадий, которую проходит процесс научного открытия. Наиболее известное описание стадий предложено Дж.Уолласом, хотя есть сходные классификации других авторов. На первом этапе ученый предпринимает длительные и упорные попытки найти решения проблемы, которые, однако, не приводят к успеху. Затем следует пауза, период отдыха, после которого может неожиданно возникнуть нужная идея. Для того чтобы идея появилась, необходим определенный период ?инкубации?, когда человек ничего не предпринимает сознательно, но тем не менее помимо его сознания происходит какая-то скрытая работа, проявляющаяся в ?озарении?. На последнем этапе ученый разрабатывает идею и находит решение проблемы. Отличие от художественного творчества явное. Этап озарения – мгновенный по

сравнению с достаточно долговременными периодами вдохновения у поэтов. Озарение ученого направлено на заранее поставленную цель, тогда как у художника результат нередко ?уходит? от цели. Подготовительный этап носит совершенно различный характер. Если у ученого он достаточно выражен и связан с сознательными попытками достижения цели, то у художника, по-видимому, неотличим от суеты повседневной жизни. Собирание

материала для поэмы является прообразом этой подготовительной работы, которая не служит достижению цели, а лишь заготавливает материал. Отличие процессов творчества в этих сферах связано, конечно, с особенностями задач. В научном творчестве – это познание, в искусстве – создание. В этом плане творчество инженера приближается к писательскому труду. В искусстве познание (как сбор впечатлений и материалов для произведения) предшествует собственно творчеству.  В искусстве произведение не отвечает никакой особой цели. В то же время оба вида творчества имеют общие черты, среди которых центральная – доминирующая роль неосознанных процессов.

Если в творчестве доминирует бессознательное, то каковы причины этого явления. Сознание связано с упорядоченностью, а бессознательное – с хаосом. Тогда сознательные процессы выступят в качестве упорядоченной силы, задающей направление развитию знаний, а момент возникновения нового, близкий по своей сути биологическому понятию мутации, окажется лишенным сознательного контроля. Для обоснования такого предположения его необходимо связать с моделями когнитивной системы.

Сознание же выступает упорядоченной и организующей силой, оно задает определенные

границы хаотически разворачивающемуся поиску в бессознательном. На долю сознания выпадает также роль отбора наиболее ?красивых?, т.е. отвечающих эстетическим требованиям комбинаций. Аналогия с ролью дарвиновского естественного отбора становится здесь совершенно очевидной. Обратим внимание на замечание Пуанкаре: бессознательное никогда не дает нам результатов вычислений. Вычисление – некоторая последовательность шагов, направленных на достижение цели. В противоположность этому, по мнению Пуанкаре, в бессознательном может произойти одно замыкание, возникнуть одна связь между двумя элементами. Недаром в описании стадий математического открытия за инсайтом следует процесс сознательной разработки идеи. Сознание, таким образом, связано с последовательностью шагов, бессознательное же симультанно. Перейдем теперь к возможностям современного оформления модели.

Представляется, что для ответа на вопрос о причинах бессознательности творческого процесса нужно рассматривать сознание не как некую субстанцию, а как специальный когнитивный механизм, формирующий у нас знание о собственной мысли. Осознать означает запомнить ходы своей мысли и иметь возможность представить их. Человек начиная с определенного возраста способен сообщить, какие операции он осуществил для решения задачи. Можно представить и запомнить совершенные при решении операции, однако сам процесс поиска, видимо, очень плохо поддается осознанию.

В случае творчества ?процесс?, не приводящий к совершению операций, занимает основное время, поэтому осознанность минимальна. Другой аспект проблемы сознательности – отсутствие усилий в момент рождения новой идеи. Волевые усилия также являются осознанным процессом.

Т.О. сознание связано с хорошо структурированным знанием. Под хорошо структурированным знанием мы понимаем такое, где субъект способен осуществлять все необходимые операции при возникновении новых задач. В рамках такого знания могут ставиться сознательные цели, разрабатываться и реализовываться планы. Подобные знания и операции с ними являются хорошо упорядоченными и могут быть описаны в виде детерминистических законов. Однако творчество по необходимости и по определению связано с выходом за рамки этого знания. Поэтому в границах сознательно поставленных заданий творчество запускает процессы, успех которых не гарантирован наличием упорядоченности. Осознание появляется там, где наши знания и схемы действия хорошо структурированы. Осознанный уровень не допускает мутаций, он связан с сохранением и гармонизацией. Мыслительные процессы, попадающие в поле сознания, возможно, выполняют консервативную функцию. Они служат применению готовых способов решения задач в относительно новых ситуациях.

2. Творческие способности и помешательство

Следующая группа фактов касается давно известного соотнесения гениальности и помешательства. Систематические попытки доказать связь гениальности с сумасшествием

предпринял Ломброзо. Он собрал многочисленные сведения о психопатологических проявлениях выдающихся людей. В течение последних десятилетий научная разработка этих идей шла в нескольких направлениях. Во-первых, были проведены более подробные и точные исследования биографий выдающихся людей. Во-вторых, сегодня мы имеем значительно более разработанную теорию процессов творчества и творческого мышления; эта теория представляет собой хорошую базу для анализа проблемы связи гениальности и безумия. В-третьих, современная психология продвинулась вперед в плане сбора эмпирических данных как об одаренных людях, так и о различных формах психопатологии.

Аргументы в пользу тезиса о связи гениальности с умственным  расстройством. Существует несколько способов сбора эмпирических данных для подтверждения или опровержения гипотезы о связи гениальности и помешательства.

  • Биографический метод

Собираются сведения о гениальных людях и выясняется, были ли в их поведении отмечены следы психопатологии.  Дж.Карлсон считает, что гений – носитель рецессивного гена шизофрении. При встрече двух рецессивных генов развивается болезнь. Один ген вызывает менее выраженные изменения, приводящие иногда к развитию выдающихся способностей. Доказательство подобной точки зрения – наличие шизофреников среди родственников гениальных людей. Здесь приводится пример Эйнштейна, сын которого страдал шизофренией и т.д.

Проявление высших способностей в сфере искусства часто связывают с другим психическим расстройством – маниакально-депрессивным психозом. Это заболевание,

проявляющееся в чередовании периодов депрессии и маниакальной безудержности, в большей мере относится к эмоциональной сфере, которая в свою очередь более значима в искусстве, чем в науке. Показано также, что из представителей так называемых ?творческих? профессий психическими расстройствами чаще всего страдают поэты, затем следуют музыканты, а замыкают список художники, скульпторы и архитекторы.

использование биографического метода связано с серьезной методологической проблемой, имеющей два аспекта. Во-первых, нет достаточно объективного критерия для того, чтобы отделить гениального человека от негениального. Во-вторых, очень трудно определить патологичность человека, особенно если о его жизни мы судим лишь по отрывочным свидетельствам. В суждениях о людях, живших в отдаленные от нас времена и в других культурах, легко принять за патологию норму того времени. В связи с тем, что большие споры вызывает само понятие нормы, очень трудно оценить степень нормальности человека в цивилизациях, которые доступны лишь в реконструкции. Субъективизм оценок сохраняется и в отношении людей, живших и в более недавнее время. Для грамотного использования биографического метода недостаточно просто установить количество душевнобольных среди гениев. Необходимо сопоставить это число с процентным соотношением душевнобольных среди ?обычных? людей. В целом большинство исследований свидетельствует о повышенной предрасположенности выдающихся людей к психическим расстройствам. Есть, однако, и некоторые результаты иного плана. Так, в исследовании, проведенном Т.Саймонтоном, делается вывод, что душевнобольных среди гениев не больше, чем среди остального населения.

  • Обследование одаренных и душевнобольных людей.

Обследование ныне живущих людей, которых можно по тем или иным основаниям причислить к особо одаренным или страдающим патологией. В этом случае есть возможность применить достаточно точные психологические методики для оценки способностей или патологичности личности. Однако трудности возникают с обследованием подлинных ?гениев?: гениальность не всегда признается современниками, а если и признается, то крайне сложным оказывается проведение психологического исследования. Приходится ограничиваться выборками просто весьма способных людей, сознавая при этом, что высшие проявления гениальности могут качественно отличаться от ?просто способностей?.

исследования В.П.Критской, Т.К.Мелешко и Ю.Ф.Полякова: для математически одаренных школьников характерно ?снижение избирательности познавательной деятельности?, свойственное и больным малопрогредиентной формой шизофрении.

Зарубежные исследования подтвердили высокий уровень психических заболеваний и алкоголизации у ныне живущих писателей и других представителей творческих профессий. В ряде исследований показана положительная связь МДП с творческими способностями и интеллектом.

Факты психопатологии, связанной с высоким уровнем интеллекта. Синдром Аспергера – аутистическое расстройство у детей, сопровождаемое повышенным развитием интеллекта.

 

иррациональные элементы в творчестве

Творчество сближается с безумием, если в творчестве подчеркиваются иррациональные, стихийные, неподвластные сознательному контролю элементы. Можно предположить, что одной из причин предрасположенности некоторых гениальных людей к душевным болезням является их способность работать на бессознательном уровне, которая превышает возможности сознательного контроля. На современном этапе развития науки это не более, чем гипотеза, направляющая дальнейшие поиски.

С точки зрения эволюции человечества, и гениальность, и сумасшествие могут рассматриваться как мутации. Мутация в данном случае понимается как возможность поведения, отклоняющегося от общепринятого.

В.П.Критская, Т.К.Мелешко и Ю.Ф.Поляков: больные шизофренией лучше здоровых людей решают творческую задачу, связанную с выделением латентных

признаков предметов (задачу Л.Секея). Ориентация на латентные признаки означает фактически меньшую упорядоченность мышления. Небезосновательно предположить, что больной мозг порождает больше хаоса, чем здоровый, а это в определенных границах ведет к возможности возникновения новых продуктов. Безумие с его преобладанием бессознательного и ориентацией на латентные признаки выглядит тем явлением, которое увеличивает удельный вес хаоса, мутации, необходимых для появления нового. При этом элементы хаоса не приводят к возникновению жизнеспособных форм сами по себе, без сочетания с направляющей упорядоченной силой. Этому соответствует тот факт, что в случае тяжелого психического заболевания способность к продуктивной деятельности резко нарушается. Лишь при легко выраженных проявлениях некоторых психических заболеваний люди, по-видимому, обладают характеристиками, которые способствуют разворачиванию процессов творческого мышления. Гениальность может быть связана с помешательством, хотя отнюдь не всегда с ним связана. Психически больные люди в отдельных, весьма редких, случаях могут обладать гениальными способностями.

3. Экспериментальные исследования решения творческих задач

В силу практических ограничений экспериментальные исследования на сегодняшний день лишь с большим трудом моделируют длительные процессы творчества, которые преимущественно связаны с участием бессознательного. Длительными мы называем те процессы приводят к вызреванию решения в течение нескольких дней, недель, месяцев и включают чередование периодов сознательной работы и кажущегося отдыха. В экспериментальном плане создать адекватную модель таких процессов весьма сложно. Реальное творчество предполагает большую степень вовлеченности человека в решаемые им задачи, не говоря уже о временных ограничениях, важных в психологическом эксперименте. Психологический эксперимент требует минимизации расстояния между стимулом и реакцией и возможности максимально контролируемого варьирования условий, что необходимо для создания надежного умозаключения о процессах, разворачивающихся в недоступных внешнему наблюдению глубинах психики. Длительные процессы решения задач не отвечают этому требованию: между сознательной работой и неожиданным решением лежит период, в течение которого все происходящее остается ненаблюдаемым. Экспериментальная психология в тех случаях, когда она исследует действительно творческое мышление, а не решение стандартных задач, позволяет привести некоторые аргументы в пользу обсуждаемой гипотезы. А.Н.Леонтьев и С.Л.Рубинштейн с учениками стали активно разрабатывать вслед за Н.Майером эксперименты с подсказкой, которые проявляют бессознательные процессы в мышлении. Последовавшие за этим исследования выявили ряд важных моментов в творческом мышлении. А.В.Брушлинский на основе экспериментальных данных настаивает на том, что в творческом процессе неотъемлемо присутствуют сознательные и бессознательные компоненты. О.К.Тихомиров в ряде экспериментальных работ продемонстрировал образование в процессе мышления так называемых ?невербализованных операциональных смыслов?, которые он считает единицами анализа бессознательного. Я.А.Пономарев показал, что при решении творческих задач в лабораторных условиях идея приходит из интуитивного (бессознательного) опыта. Он экспериментально обнаружил тот факт, что на интуитивном уровне человек фиксирует намного больше свойств предметов, чем на осознаваемом уровне. При решении действительно творческой задачи сознательно зафиксированных свойств оказывается недостаточно, и субъект обращается к интуитивному уровню, что сопровождается феноменами типа эмоциональной активации. Фактически в теории Я.А.Пономарева интуитивный уровень выступает в качестве той

инстанции, откуда исходят ?мутации?, превращаемые затем в решение задачи с помощью обработки на логическом уровне. К сходным в ряде отношений выводам приводит и развитие психометрического подхода к интеллекту. В.Н.Дружинин, считает доминирование бессознательного и пассивную роль сознания критерием творческого процесса. Он также предлагает различение между гением и талантом, состоящее в том, что гений – человек, творящий на основе бессознательной активности, причем бессознательный творческий субъект выходит из-под контроля рационального начала и саморегуляции. Д.В.Ушаков рассматривает развитость интуитивной сферы (бессознательного в мышлении) как основу творческой одаренности ребенка.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв