Этапы-Уровни-Ступени. Этапы онтогенетичсекого развития мышления запечатлеваются как структурные уровни его механизма и проявляются в виде ступеней решения задач.
- Существует два слоя нашего опыта:
1.сознательный (цель)
2.бессознательный (на уровне действия помимо цели в намерении).
В логическом режиме (цель) мы способны пользоваться только логическими структурами.
Различия этих слоёв ведётся по основаниям:
- по образованию (первичные – бессозн., вторичные – сознат.)
- по извлечению (цель, прямой продукт – сознание, побочный – действие)
- режимы (рефлексия – цель, интуиция – бессозн.)
интуитивный механизм. во-первых, образуется помимо воли субъекта и вне поля его внимания; во-вторых, он не может быть произвольно актуализирован субъектом и проявляется только в действии. Задача «Политипная панель». требовалось надеть по определенным правилам серию планок на панель. Форма итогового расположения планок на панели была побочным продуктом действия. Потом нужно было пройти лабиринт, ключ к которому повторял контур панели. В обычных условиях, в лабиринте было 70 – 80 ошибок, после «Панели» – не более 8 – 10. если спросить, почему так – ошибались. Даже если до этого половину прошли верно. Если перевернуть панель, то эф. исечезает
Вывод – люди могут функционировать в двух режимах В хорошо осознанном логическом режиме они не имеют доступа к своему интуитивному опыту. Если же в своих действиях они опираются на интуитивный опыт, то тогда они не могут осуществлять сознательный контроль и рефлексию своих действий.
Эксперименты дают основания говорить об особом типе знания, которое может быть названо интуитивным (Я.А.П), или имплицитным (Бродбент). служит основой практического действия, не будучи при этом осознанным и доступным вербализации. Это знание порождается в особых условиях. Пономарев – условием порождения – наличие побочного продукта действия. настаивает на роли практического действия в порождении интуитивного знания.
интуитивный опыт в творчестве и плюс и минус – ригиден и может задавать стереотипы.
“Конфиденц” – услуги психолога (психолог, Брянск)
Другие страницы рубрики
- «Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества Саймонтона).
- Ассоциативные иерархии, дефокусированное внимание и семантические сети в творчестве (теории С. Медника, Дж. Мендельсона и К. Мартиндейла).
- Вербальная и аналоговая репрезентация в процессах мышления. Теории «умственной логики» и «ментальных моделей».
- исследования развития и функционирование интеллекта
- Концепция интеллекта С.Я.Пономарева
- Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории Пономарева и Ребера).
- Структурно-динамический подход к изучению интеллекта
- Теория умственной логики