Основу мышления составляет построение репрезентации проблемной ситуации, возникает вопрос: в каком отношении между собой находятся различные виды мышления (вербальное, числовое, пространственное и т.д.), основываются ли они на разных или на одинаковых репрезентациях.
Репрезентации являются относительно взаимозаменяемыми: то, что может быть репрезентировано в одной форме, может быть в основном репрезентировано и в другой (декартовы координаты)
На роль универсального кода может претендовать пропозициональная репрезентация. Пропозициональная репрезентация, т.е. представление некоторых объектов в виде предложений, является, следовательно, языковой репрезентацией.
репрезентацию в пропозициональной форме с помощью двухместного предиката «Быть больше». Наша репрезентация будет тогда состоять из четырех пропозиций: «Быть больше (А, В)»; «Быть больше (В, С)»; «Быть больше (С, D)»; «Быть больше (D, E)»
можем ли мы выяснить, какую именно репрезентацию событий создает субъект при решении задачи?
палочки разной длины и цвета. Трабассо предъявлял их попарно в окошках, видны лишь их цвета, но не длина. Предъявлялись наиболее близкие по длине: А и В, В и С и т.д. После испытуемому сообщалось, какая из палочек длиннее. После того как испытуемый заучивал отношения длин соседних палочек, его начинали спрашивать о незаученных соотношениях длин палочек, например, А и С, В и Е и т.д. Зависимая переменная – время реакции. какой вид репрезентации создают испытуемые? Если пропозициональная, то для вынесения суждения о соотношении длин палочек А и Е нужно осуществить три шага (А больше В
и В больше С, следовательно, А больше С; А больше С и С больше D, следовательно А больше D и т.д.). Для сравнения же, допустим, В и D требуется лишь один шаг, что, следовательно, должно занять намного меньше времени.
Тип репрезентации — это характеристика операций, которые она допускает. В случае с палочками пропозициональная репрезентация допускает операции логического вывода, а пространственная — операцию сравнения длин.
Результаты экспериментов Трабассо свидетельствовали об однозначном подтверждении гипотезы о пространственной репрезентации: время реакции сокращалось при увеличении разницы в размерах палочек.
Другие страницы рубрики
- «Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества Саймонтона).
- Ассоциативные иерархии, дефокусированное внимание и семантические сети в творчестве (теории С. Медника, Дж. Мендельсона и К. Мартиндейла).
- Вербальная и аналоговая репрезентация в процессах мышления. Теории «умственной логики» и «ментальных моделей».
- исследования развития и функционирование интеллекта
- Концепция интеллекта С.Я.Пономарева
- Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории Пономарева и Ребера).
- Структурно-динамический подход к изучению интеллекта
- Теория умственной логики