Четырехкомпонентная структура межличностного взаимопонимания.

Смысловой подход к исследованию личности в российской психологии большее значение придается не собственно личностным особенностям, а совпадению их ценностно-смысловых позиций, взглядов на тему обсуждения. В психологической науке взаимопонимание рассматривается как комплексный феномен, состоящий, по крайней мере, из 4 компонентов.

 

1. Согласование индивидуальных точек зрения на объект понимания – природного явления, социального события, обсуждаемой темы и т.д. Объектом понимания  всегда является и фрагмент предметного или виртуального мира с присущими ему закономерностями развития, и субъективное отражение фрагмента. Психологическая специфика отражения определяется индивидуальной структурой личностного знания, с которой соотносится понимаемое, рефлексией знания, сопровождающейся погружением в глубины своего жизненного опыта.

 

2. Взаимопонимание обязательно включает понимание себя. Любое понимание одновременно является и самопониманием. Даже если мы пытаемся понять что-то внешнее, какую-то объективную реальность, мы выражаем самих себя, познаем, расширяем и понимаем свой внутренний мир. Любой акт понимания осуществляется в двух встречных направлениях: понимая что-то во внешнем мире, поднимаясь еще на одну ступеньку познания, субъект одновременно углубляется в себя и как бы возвышается над собой.  Мы осмысливаем знания, изменяем их и изменяемся сами. (Можно добавить из билета 3).

 

3. Понимание партнера по общению. Понимание субъектом другого – это понимание целей, мыслей, личностных черт партнера, а также его ценностно-смысловой позиции, социальных нормативов и этических принципов, которые он реализует в конкретной коммуникативной ситуации. Весьма значительную роль в понимании другого играют эмпатия (постижение эмоционального состояния партнера, сопереживание ему) и идентификация – умение поставить себя на место другого человека, взглянуть на объект понимания с его точки зрения. Б. Роземанн и М. Керрес (нем. Психологи): «Понимание другого должно означать, хотя и всегда частичное, представление о его мыслях и мире чувств, прослеживание мотивов поступков и объяснение ценностных представлений».

 

Роджерс (эмпатическое понимание).

Айкс (эмпатийная точность).  Айкс хотел подчеркнуть, что в эмпатии есть и когнитивные компоненты. Эмпатийная точность отражает познавательную сторону взаимодействия  – умение делать верные умозаключения  о том, что сейчас во внутреннем мире партнера. исследования показали, что главным здесь является не пол, а мотивация. Эмпатическая точность у партнеров возрастает тогда, когда они считают партнера физически привлекательным.

 

            2000г Желтонова. исследование ценностно-смысловых детерминант межличностного взаимопонимания. Методики самоотношения, направленности личного общения, СЖО,…выделение людей, которые потенциально более способны достичь взаимопонимания. Высок уровень взаимопонимания: наличие ощущения осмысленности и подконтрольности жизни, самоуважения, чувство привязанности к Я, ориентация на открытость и сотрудничество.

 

Хотя бы у одного из партнеров должна быть диалогическая направленность. При повышении манипулятивной направленности – меньше взаимопонимания. Та же закономерность при авторитарной направленности: у тирана есть иллюзия взаимопонимания. Некоторые социально желательные черты мешают пониманию партнера: люди высоко ценящие рабочие достижения, исполнительность, рационализм – более предметно ориентированы, а не ориентированны на собеседника (подробнее в билете 6)

 

4. Социально-рефлексивный компонент взаимопонимания: представление субъекта о том, как партнер по общению понимает его.

 

В отечественной психологии психологические закономерности структурно-функциональной организации рефлексии как базового свойства личности проанализированы в диссертации и. М. Скитяевой.

В западной психологии основательно изучены 3 главных источника знаний, опираясь на которые люди формируют социально-рефлексивные представления о себе и понимании их другими:

1. Теория социального сравнения.  Субъект сравнивает себя с другими людьми, особенно подобными себе.

2. Отраженная оценка или «отраженное Я». Люди получает сведения о себе через прямую оценивающую обратную связь от значимых других или через ярлыки, навешиваемые на них другими.

3. Саморефлексия, поведенческое самовосприятие. Люди иногда действуют как внешние наблюдатели и используют смысл собственных действий для заключений о себе.

 


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв