Угол падения

Сегодня в России нет периодики, посвященной детству. Она была, но куда-то исчезла. Такая примета времени, которую предстоит разгадать. Мне хорошо знакома эта ситуация, поскольку я сам делаю газету для учителей.

Понятие “педология” интегральное, и поэтому чрезвычайно современное. Педология – наука о детстве. Все о детстве. Удивительно, что Лев Выготский и другие исследователи уже в 30-е годы, когда под научностью чаще всего понималась препарированность, решились объявить научным целостный взгляд на детство. К сожалению, тогда же в тридцатых, этот взгляд оказался “идеологически не выдержанным” – педологию разгромили. Тем более важным видится возрождение, а точнее, второе рождение педологии сегодня.

Новое издание должно суметь заявить о себе. Журналу “Педология. Новый век” это удалось. Хотя название журнала для многих пока звучит странно, но каждый, кто открывает его и читает, – сразу понимает, о чем идет речь. Ясно, что это уникальное издание на нашем печатном рынке. Его приятно взять в руки, хочется открыть и почитать. Мне очень нравится эта его интеллигентная матовость. и особенно приятно, что журнал возглавляет Александр Асмолов, который всю свою жизнь занимается развитием идей Выготского.

/ артем соловейчик, главный редактор газеты “Первое сентября”


Складывается ощущение, что восстанавливается историческая справедливость по отношению к науке о детстве. Нынешняя педология развивается в очень интересное время. С одной стороны, оно революционное: меняется сознание, растет иное поколение… С другой же – идеологическое давление равно нулю, а значит, педология имеет возможность развиваться как современная наука.

Думаю, педологии нынешней повезет больше, чем ее мученице-предшественнице. Сейчас все-таки хорошее время.

/ леонид радзиховский, обозреватель газеты “Сегодня”|


Впечатление от первого номера: романтическая попытка не просто вернуть термин “педология”, а восстановить справедливость. или – иначе – нить истории, оборванную и болтающуюся этим обрывком с середины тридцатых.

Восстановить, соединить – не значит туда вернуться, это значит тут продолжить. Как в рассказе об ученом, пробывшем в заточении долгие годы, а затем, по освобождении, восстановленном в Университете. Свою первую лекцию он начал словами: “Вчера мы говорили о…” Так и здесь – вчера мы хотели делать большую науку о детях. изменились лишь способы набора текста, передачи информации; телефон отделился от шнура, а самолет вмещает триста человек и летит с сумасшедшей скоростью, но это изменение не времени, лишь его атрибутов. и как в эпоху Экклезиаста, нечего жаловаться, что время проходит. Это мы проходим.

Я благодарен создателям журнала за то, что они “не прошли” и восстановили нить, преступно и безумно оборванную вчера.

/ борис братусь, профессор факультета психологии МГУ


Больше всего меня удивило, что этот сборник статей озаглавлен “Педология”. Отечественная педология 20-30-х годов Выготского, Блонского и Залкинда – это эмпирические обобщения “естественно-научного” характера. У настоящих педологов обобщению подлежали результаты объективных исследований, выполненные с применением воспроизводимых и проверяемых методик (создание которых и составляет почти все содержание проблемы тестирования), причем их обобщения касались развития практики ребенка (в марксистском смысле этого слова), доступной систематическому наблюдению и объективной регистрации. Наоборот, статьи сборника содержат частные наблюдения за развитием душевной жизни ребенка (частью интересные, частью – просто пошлые, в которых очень трудно отделить наблюдение от его ангажированной интерпретации). Осмысление и обобщение этих наблюдений авторами сборника происходит при помощи идеологизированных предположений о том, “как должно это быть у правильных детей” ( за образец которых, видимо, взяты не Том Сойер и Гек Финн, а дети Будденброков). К сожалению, даже высокообразованный читатель может лишь поверить в эти предположения – никаких средств проверки предполагаемых ему мыслей и выводов не дается: по всей видимости, они вообще находятся за пределами фальсифицированного теста, по причине чего недоступны научной критике.

/ владимир фридман, кандидат биологических наук


инициаторов творческого и научно-издательского проекта, решившихся на трудное, но увлекательное и крайне полезное дело – поздравляю с успехом. Выход первого номера журнала “Педология…” – старт для целой серии начинаний, объединяющих усилия педагогов, психологов, философов, новых российских меценатов. Что же касается таланта, ума и эрудициии, то, судя по первому номеру журнала, с этим у участников нового проекта все в порядке.

/ алексей кара-мурза, доктор философских наук


Асмолов, известный ученый, встал “на тропу” главного редактора издания, взял на себя работу сложную и не всегда благодарную. Я прочитал новый журнал и подумал, что наверняка многим читателям захочется предложить ему в качестве персонажа своего героя. Такой герой есть и у меня, мой большой друг Борис Литвяк, который построил в Одессе Реабилитационный центр для детей, больных церебральным параличом. Он сделал это совершенно бесплатно в память о своей умершей дочери.

Журнал “Педология. Новый век” претендует на то, чтобы поднять репрессированную марку науки. Воспитание детей по-прежнему вещь очень важная. Может быть, даже самая главная. Поэтому, думаю, журналу суждено выйти за рамки специализированных изданий для узкого круга. Спасибо вам.

/ виктор лошак, главный редактор газеты “Московские новости”

__________________________________________________________________________________

Обмен ссылками:

Не хочешь ездить в институт? Учись дистанционно!


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв