Самопонимание и самопознание: сходство и различие, современные направления исследования.

Дэймон и Харт первая работа в 79 году. Соотношение самопонимания с другими конструкциями, которые начинаются со слова само-. Самопонимание стало сопоставляться с самопознанием.

3 критерия различения самопонимания и самопознания.

  1. 1. Результативный.

Самопознание – результат знания, обращенного на самого себя. Суммарная информация о себе.

Самопонимание – осмысление того что человек уже знает, порождение новых смыслов.

  1. Способ получения новых знаний – постановка разного типа вопросов.

Самопознание – вопросы констатирующего типа (какой Я?)

Самопонимание – причинные вопросы, установление причинно-следственных связей, более глубокое влияние на развитие личности.

  1. Разные источники сведений.

Разные составляющие личности по концепции Джеймса:

Я-познающее – субъективное и активное при понимании себя в мире организует и интерпретирует опыт (самопонимание).

Я-познаваемое – совокупность того, что человек называет своим (самопознание).

В каждый момент я-познающее – осознает мир, а на я-познаваемое направлена активность я-познающего.

исследование самопознания.

  1. 1. Анализ компонентов «Я-концепции».

До 1980 в фокусе внимания содержание Я-концепции, ее структура игнорировалась. Причина – интегративное представление о сущности человека (от К. Роджерса, Г. Оллпорта).

Новые концепции основаны на представлении о Я-концепции, как скорее многогранной и многомерной, нежели единой.

У. Лингвилл ввела термины «самосложность» и «самопростота».

Браун

2 главные подсистемы Я:

Личное я – отличительные и характерные черты индивида

Социальное Я – поиск места человека в мире.

Найссер

5 компонентная структура Я:

  1. экологическое Я – пространственная среда, то, что оказывает влияние на формирование Я. соотносится с окружающим миром (наша одежда, кот сейчас на нас, например)
  2. межличностное Я – от Выготского – при взаимодействии, как субъект включен в коммуникацию.
  3. расширенное Я – основано на личностной памяти (обращение в прошлое) и антиципации (обращение в будущее).
  4. индивидуальное Я – проявляется в онтогенезе, когда дети начинают понимать, что другие люди обладают психическим. Отличие от других людей, личный, уникальный опыт, недоступный другим.
  5. концептуальное Я – целостное представление о том, что я представляю в мире. Концепция о себе, как личности, образ из комплекса понятий человека о себе.
  1. 2. Тип информации о себе.

3 главных источника информации о себе:

1. Теория социального сравнения.  Субъект сравнивает себя с другими людьми, особенно подобными себе.

2. Отраженная оценка или «отраженное Я». Люди получает сведения о себе через прямую оценивающую обратную связь от значимых других или через ярлыки, навешиваемые на них другими.

3. Саморефлексия, поведенческое самовосприятие. Люди иногда действуют как внешние наблюдатели и используют смысл собственных действий для заключений о себе.

Шоенеман: наибольшая часть испытуемых (70,2%) предпочитает  самонаблюдение, 18,8% – обратную связь от других и 10,7% социальное сравнение. Действуют защитные механизмы на получение отруцательной информации от других. Мужчины чаще, чем женщины используют социальное сравнение.

  1. 3. Социальные и личностные детерминанты мотивации к самопознанию..

исследование индивидуальных различий предположенностей человека к осуществлению самонаблюдения, самоанализа, саморефлексии. Что преобладает мотивация познания или реакция психологической защиты. Было показано, что испытуемые с высокой мотивацией самопознания более точно оценивают свое знание о себе и ведут себя в соответствии с нам.

Анализ соотношения личного и социального Я по Брауну.

исследование детей в Англии и Польше – 6-9 лет, индивидуальное Я выражено больше у английских детей, а у польских больше – социальное Я.

исследование самопонимания.

Как правило, самопонимание запускается внешним толчком (вопрос, действие, реплика другого человека).

Самопонимание может быть направлено:

  1. индивидуально-психологические особенности. Смыслообразование возникает в результате ответа на вопрос: почему я такой,
  2. 2. Понимание характера и причин того, как субъект понимает или оценивает других людей.
  3. Рефлексивное понимание: как меня воспринимают, оценивают и понимают окружающие люди и почему?

Самопонимание является одновременно и целостным, интегративным, и неоднородным, многомерным психологическим феноменом. Разные стороны самопонимания в исследованиях: когнитивная, познавательная или экзистенциальная, бытийная.

  1. Психология познания (когнитивный взгляд). Подчеркивается неразрывная связь между самопонимания с самопознанием и рефлексией. Когнитивная составляющая самопонимания  – способность и склонность субъекта к рефлексии, сознательному самоанализу.
  2. Экзистенциальная составляющая самопонимания воплощается в смыслах и приобщении к разнообразным ценностям.

Говорить о сформировавшемся самопонимании субъекта можно, 1) если он автономен, относится к себе с уважением, способен выразить себя, 2) может понять побудительные мотивы и движущие силы поведения и их влияние на свою жизнь, 3) осознает убеждения, установки, разрушающие гармонию его отношений с самом собой и миром, и интенционально направлен на выработку конструктивных способов их изменения.

Направления исследований

  1. Психология познания.

Подчеркивается неразрывная связь между самопонимания с самопознанием и рефлексией.

  1. 2. Нарративная психология.

Аналогия между пониманием текста и самого себя. Создание текста о себе – самоинтерпретация своей жизни. Человек – существо с повествующим разумом. Только в процессе истолкования другим открываются все стороны нарратива и изменяется личность человека. Найссер, Брунер. Есть два типа мышления и понимания. Они проявляются на уровне психологии испытуемых, и на уровне теоретических конструкций. В 2000 г Брунер «Выготский и Пиаже: торжество и разнообразия» – существуют две линии развития психологических исследований, Выготский как представитель нарративного (повествовательного), а Пиаже – парадигматического подходов.

Приверженцы парадигм опора на логичность рассуждений и результаты исследований, стараются говорить только то, что знают, важен поиск причинно-следственных связей. Второй способ  – нарративный (повествовательный) – речь с единичными случаями, основное внимание не логическим структурам, а человеческим мотивам, желаниям, целям. Люди потенциально всегда способны сказать больше, чем они осознают.

  1. изучение самопонимания в психологическом консультировании и психотерапии.

В гуманистической психологии: Самопонимание – понимание себя как другого, взгляд со стороны.

В психоанализе: понимание, ведущее к личностной интеграции и развитию, противоположно механизмам защиты.

  1. 4. Психология развития.

Концепция Дэймона и Харта на основе теории Джемса. 2 составляющие личности: я познающее и я познаваемое. Эта модель имеет когнитивный характер. самопонимание – не осмысление, а когнитивная репрезентация себя, интереса к себе и своей индивидуальности. Хотят выявить способы, с помощью которых дети понимают себя как объекта и субъекта.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв