Миф о досократиках

А.В. Лебедев (иФРАН)

МиФ О ДОСОКРАТиКАХ

1. Состав авторов, включенных в “Досократиков” Дильса, вызывает недоумение. Почему люди, писавшие на темы религиозные, мифологические, научные, философские, технологические (например, гастрономические), а также люди, никогда не существовавшие, должны быть объединены в единую категорию “Досократиков”, и в каком смысле они “предшествовали” Сократу, не совсем понятно. Почему мифические певцы Орфей и Лин были “Досократиками”? В собрание Дильса включены и софисты, которых не принято называть “досократиками”.
2. Хронологические несуразности. Некоторые “досократики”, как, например, Демокрит, жили еще десятилетия спустя смерти Сократа, а некоторые, как Анаксарх, были современниками Александра Македонского.
3. Термин “Досократики” не греческого, а немецкого происхождения Vorsokratiker). Он получил распространение в 19 веке в эпоху академического “классицизма”, когда только все “классическое” считалось образцовым, а все до- и после-классическое – еще или уже не таким. Образцовыми философами были Сократ, Платон и Аристотель. Все, что было до этого – только “подготавливало” классику, Vorsokratisches, все что после – было уже упадком, Nacharistotelisches. Сегодня никому не приходит в голову называть элинистическую философию “послеаристотелевской”. В нашей памяти еще свежо деление философии на “марксистскую” и “домарксистскую” или “буржуазную”.
4. Хотя термин “досократики” – новоевропейского происхождения, стереотипы, в нем заложенные, восходят к Платону и Аристотелю. В философской автобиографии Сократа в Платоновском “Федоне” моральный философ Сократ резко противопоставлен предшествующим “физикам”. Но не надо упускать из виду тот факт, что негативное отношение к естественным наукам характерно для Платона раннего и среднего периода (к которому отсится “Федон”). именно и только в это время в Платоновской Академии могла возникнуть иллюзия, что век “физики” кончился, и наступил новый век этики. Сам же Платон в поздний период полностью реабилитировал философию природы (“Тимей”), а в корпусе Аристотеля ta physika занимают главное место. и как физика не закончилась с Сократом, так и этика с ним не началась – вопреки платоновскому мифу “Федона”. Физикалистский миф о “досократиках” также укоренился благодаря Альфе “Метафизики” Аристотеля, где большинство ранних философов представлены “фисиологами”. и в этом случае надо принять во внимание тенденцию Аристотеля физикализировать первую философию и использовать аргумент e consensu omnium. На самом деле чистыми “физиками” были только ионийцы (и то не все – Гераклит был религиозно-нравственным мыслителем), а западногреческая философия (пифагорейцы, элеаты) изначально ставила перед собой задачу нравстенного воспитания идеального гражданина и воина.
5. Кроме древних стереотипов, к понятию “досократиков” приросли и некоторые интерпретационные мифы 19 – 20 веков. Важнейшие из них: 1) позитивистский миф 19 века (Дж. Бернет, Т. Гомперц, Поль Таннери); 2) ницшеанский миф, идеализирующий философов мнимой “трагической” эпохи до сократического грехопадения (диалектического и моралистического); 3) хайдеггерианский миф о “досократиках”, основанный на филологически некорректном этимологизировании; 4) науковедческий и антитеологический миф о “досократиках” Карла Поппера, во многом продолжающий традицию позитивистов 19 века.
6. Вывод: от термина “досократики” следует отказаться как от исторически некорректного и теоретически бессмысленного. Правильнее говорить о “ранних греческих философах” или – беря за образец периодизацию истории античного искусства – о “греческой философии архаической и раннеклассической эпохи”. Чисто формальной заменой термина “досократики” может служить хронологически более корректный термин “доплатоновские философы”, то есть философы, жившие и творившие до 400 г. до н.э., когда начал писать свои диалоги Платон. В издание “Доплатоновских” философов с полным основанием могут быть включены и софисты.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв