Феномены внимания в творческом мышлении (Дж. Мендельсон). Широта поля внимания).
Креативные люди более чувствительны к периферийным сигналам. Был поставлен эксперимент: аудиально (дихотически) предъявлялись списки слов для запоминания и слова, на которые просили не обращать внимания. Далее нужно было составить анаграммы трёх видов, ключом были слова:
- из списка для запоминания
- те слова, на кот. не надо было обращать внимание
- новые слова
и далее тестировались на креативность. У креативных людей больше всего анаграмм всех видов, наибольшая разница у креативных по сравнению с менее креативными явилась разница в количестве анаграмм из второго списка. Следовательно, у креативов поле внимания шире, выше чувствительность к периферии.
Мартиндейл (сетевая модель).
Семантические сети. Сосредоточение на узком круге ассоциаций, или на центральной зоне внимания (логика). Творческий человек способен переключаться от центра к периферии и не застревать (в центре находится логика, а на периферии – интуиция). Сети Холфилда имитируют процессы, связанные с отжигом металлов (в физике). Укладка молекул, из которых металл состоит: производят движение молекул, таким образом, уменьшаются неровности (только внешние изменения). t – некая активность, не связанная с основным положением в сети, а только убирает дефект. Есть два минимума: абсолютный (самый низкий) и локальный. Человек, фиксируясь на элементах задачи, попадает в локальный минимум, а благодаря случайным флуктуациям может оказаться в абсолютном. Так вот, разогрев позволяет шарику прыгнуть из локального минимума в абсолютный.
Высокая активация мозга во время решения задач связана с концентрацией вторичной (логика) зоны, снижение активации идёт на периферии. Был проведён эксперимент на способность к переключению у высоко и низкокреативных при решении задач. Они решали два типа задач. Низкокреативные решали обе задачи на одном высоком уровне активации мозга, а высококреативные одну задачу решали также, а другую более творческую, переключаясь, решали уже на низком уровне активации.
С. Медник в своей концепции подошел к пониманию креативности со стороны ассоциативного процесса, полагая творческий процесс актуализацией отдаленных зон смыслового пространства. При этом творческое мышление рассматривается им как отклонение от стереотипов, способность их преодоления. Креативность рассматривается им как функция иерархии ассоциаций [7], формирование новых смысловых связей.
В соответствии с этим он разработал Тест Отдаленных Ассоциаций (RAT). Креативность измеряется им как отдаленность ассоциации от стереотипа. Уникальность выполнения теста RAT определяют ассоциативная беглость (число ассоциаций на стимул), организация индивидуальных ассоциаций (число ассоциативных ответов), особенности селективного процесса (отбор оригинальных ассоциаций из общего числа связей), также большое значение придается вербальной беглости и скорости генерации гипотез.
Другие страницы рубрики
- «Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества Саймонтона).
- Ассоциативные иерархии, дефокусированное внимание и семантические сети в творчестве (теории С. Медника, Дж. Мендельсона и К. Мартиндейла).
- Вербальная и аналоговая репрезентация в процессах мышления. Теории «умственной логики» и «ментальных моделей».
- исследования развития и функционирование интеллекта
- Концепция интеллекта С.Я.Пономарева
- Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории Пономарева и Ребера).
- Структурно-динамический подход к изучению интеллекта
- Теория умственной логики