история развития технологий виртуальной реальности. Предыстория появления и использования этих технологий началась достаточно давно: первая система виртуальной реальности появилась в 1962 году, когда Мортон Хейлиг (Morton Heilig) представил первый прототип мультисенсорного симулятора, который он называл “Сенсорама” (Sensorama). Сенсорама погружала зрителя в виртуальную реальность при помощи коротких фильмов, которые сопровождались запахами, ветром (при помощи фена) и шумом мегаполиса с аудиозаписи. Спустя 5 лет Айвен Сазерленд (Ivan Sutherland) описал и сконструировал первый шлем, изображение на который генерировалось при помощи компьютера. Шлем Сазерленда позволял изменять изображения соответственно движениям головы (зрительная обратная связь).
В 1970-х годах компьютерная графика полностью заменила видеосъемку, до того использовавшуюся в симуляторах. Графика была крайне примитивной, однако важным было то, что тренажеры (это были симуляторы полетов) работали в режиме реального времени. В середине 1980-х появились системы, в которых пользователь мог манипулировать с трехмерными объектами на экране благодаря их отклику на движения руки.
В 1989 году виртуальная реальность была показана публике, тогда же закрепился сам термин “виртуальная реальность”, предложенный Дж. Ланьером (J. Lanier), который он определил как “генерируемая компьютером, интерактивная, трехмерная среда, в которую погружается пользователь”. В 1990-х годах стремительное развитие компьютерных технологий позволило совершенствовать параметры интерактивности; появилось сложное программное обеспечение и многочисленные исследовательские центры, разрабатывающие методы применения технологий виртуальной реальности в образовании, медицине, промышленности, военных и космических исследованиях.
В настоящее время наиболее распространены 2 варианта реализации виртуальной реальности: комната ВР (в ней изображение проецируется на несколько экранов, расположенных вокруг пользователя, используется звуковая система и очки, обеспечивающие стереоскопическое восприятие) и шлемы виртуальной реальности (HMD – head-mounted display), соединенные с компьютером и устройством, отслеживающим положение головы. В этих условиях пользователь испытывает убедительное чувство погружения, или присутствия, в виртуальной реальности.
До недавнего времени психология лишь косвенно была вовлечена в эти исследования, хотя даже поверхностного взгляда достаточно, чтобы увидеть огромные перспективы, открывающиеся для психологов в этой области: начиная от исследования психологических особенностей поведения человека в условиях виртуального окружения и заканчивая применением ВР в психологической практике. В настоящее время ситуация меняется, и технологии виртуальной реальности начинают активно применять в различных областях психологии: психотерапии (лечение фобий, реабилитация), социальной психологии (коммуникативные тренинги), в когнитивной психологии (исследования в области восприятия, памяти, научения). Возрастающий интерес к виртуальной реальности объясняется большими возможностями, которые эти технологии открывают для психологических исследований и практики.
Рассмотрим подробнее основные сферы применения ВР в психологии: экспериментальная психология, образование и психотерапия.
Применение ВР в экспериментальной психологии. использование виртуальной среды позволяет совершенно иначе взглянуть на планирование и проведение экспериментов в психологии. В первую очередь речь идет о требовании экологической валидности и экспериментальном контроле. Обычно психолог вынужден выбирать между лабораторным и “полевым” (в естественных условиях) экспериментом. В первом случае речь идет о выборе точного экспериментального контроля в ущерб экологической валидности, во втором экологическая валидность соблюдается, но естественные условия ограничивают возможность экспериментатора контролировать влияние всех возможных переменных. Применение ВР позволяет контролировать изменение любых переменных путем их точного измерения, а также добавления или удаления, при этом сохраняется условие экологической валидности, поскольку системы виртуальной реальности с большой точностью имитируют реальную среду.
Важными свойствами ТВР являются гибкость и программируемость. Экспериментатор может заложить в сценарий все необходимые для его исследования параметры стимуляции, создать любую среду: реалистичную, фантастическую или маловероятную (например, условия марсианской поверхности), – а также получить необходимую информацию о различных состояниях испытуемого при помощи разнообразных средств обратной связи. Например, можно снимать электроэнцефалограмму во время нахождения испытуемого в комнате виртуальной реальности.
Еще одним достоинством применения технологий ВР в экспериментальной психологии является простота и удобство планирования эксперимента. Например, для исследования зрительного восприятия существуют достаточно простые и быстрые способы создания реалистичных виртуальных сред. При этом остается возможность усложнения сцены настолько, насколько это необходимо для исследования.
Применение ВР в образовании. Виртуальная реальность является перспективным средством для использования в образовательных целях. ВР является одной из тех современных технологий обучения, позволяющих дать учащимся наглядное представление о предмете путем погружения в виртуальную среду, в которой они могут практически опробовать полученные теоретические знания. Потенциал ВР в этой сфере очевиден. Вот некоторые из полученных результатов внедрения технологий ВР в образовательный процесс:
1) Большие возможности для отработки необходимых навыков в самых разнообразных областях. Виртуальная среда позволяет визуализировать процессы, которые сложно представить, опираясь только на теоретические знания, а демонстрация в реальности затруднена: 4D модель человеческого организма создана на медицинском факультете университета в Кэлгари (Faculty of Medicine at the University of Calgary, Canada). Модель позволяет наблюдать работу всех систем человеческого организма, а также изменять их, имитируя работу хирурга.
2) Повышение эффективности обучения. В отличие от практики в реальных условиях, негативные последствия ошибок минимальны (ошибка в виртуальной реальности приводит к виртуальной смерти, что, конечно же, несравнимо со смертью реального пациента), а сами ошибки легко исправляются. Это повышает самостоятельность и уверенность обучающихся, за преподавателем же остается задача направлять активность студентов и оказывать помощь в случае затруднений.
3) Занятия с использованием современных технологий вызывают большой интерес, результатом чего становится повышение учебной мотивации учащихся. Все без исключения отчеты о реализации обучающих программ на базе технологий ВР сообщают о большом интересе студентов к подобной форме занятий и энтузиазме, с которым они готовятся к каждому занятию, изучая теоретический материал, который они смогут наглядно проработать в виртуальной среде.
4) Новые способы обучения людей с ограниченными возможностями. Там, где в реальном обучении педагоги сталкиваются с трудностями, связанными с физическими особенностями учащихся, технологии ВР представляют новые возможности и пути передачи учебной информации. На базе Purdue University создан проект, направленный на обучение глухих детей математике. Проблема обучения глухих детей заключается в том, что они плохо понимают цифры с бумаги и материал трудно объяснить с помощью жестов. В виртуальном пространстве математические принципы визуализируются прямо на глазах. Благодаря этому методу успеваемость повысилась на 16%.
5) Благодаря реализации принципов наглядности, активности учащихся, приближенности к жизни, обучение с использованием технологий ВР существенно ускоряет процесс усвоения материала учащимися.
Применение технологий виртуальной реальности в психотерапии. Психотерапия с использованием ВР заключается в создании виртуальных сред, в которых создается ситуация, требующая психотерапевтической работы, и контролируемых психотерапевтом. Например, при лечении различных фобий моделируется ситуация, в которой проявляется конкретная фобия: прогулки по крышам небоскребов (при боязни высоты), авиаперелет (при страхе перед полетами на самолете), “общение” с пауками (при арахнофобии) и т.п. В традиционной когнитивно-бихевиоральной терапии терапевт устраивает терапевтические сессии, в которых создаются ситуации, вызывающие страхи клиента, начиная с наименее травматичных и продвигаясь по иерархии к ситуациям, вызывающим большую тревогу. Например, при лечении боязни высоты начинают с трехэтажного дома, а заканчивают крышей небоскреба. Психотерапевт в этот момент находится рядом с клиентом и при помощи беседы помогает ему прорабатывать свой страх, а при необходимости успокаивает его.
Рассмотрим преимущества использования ВР в психотерапии такого вида.
1) Стоимость лечения. использование технологий ВР позволяет существенно снизить стоимость сеансов, во время которых предполагается погружение клиента в какую-то ситуацию. Во-первых, нет необходимости выходить за пределы психотерапевтического кабинета: достаточно надеть шлем и подключить необходимые устройства (наушники, перчатки и пр.). Психотерапевт при этом может общаться с клиентом при помощи микрофона. Во-вторых, несколько сеансов с использованием ВР обойдутся клиенту намного дешевле, чем, например, несколько авиаперелетов совместно с психотерапевтом при лечении авиафобии.
2) Возможность погружения в среды, малодоступные в реальности. Например, при лечении посттравматических стрессовых расстройств у солдатов, прошедших боевые действия, моделируется поле боя с дымом выстрелов, грохочущими орудиями, свистом пуль и осколков. При этом у пользователя есть возможность сесть за управление вертолетом, дойти до лагеря противника и проч., что невозможно осуществить в реальности. При этом есть возможность максимального приближения виртуальной среды к реальной обстановке. Можно вводить только отдельные элементы: например, при работе с арахнофобией разместить в обычной комнате пауков различной величины.
3) Возможность контролировать и перепрограммирования среды в зависимости от ситуации. По мере избавления от страха, психотерапевт обычно усиливает количество стрессогенных факторов: при боязни авиаперелетов усложняет ситуацию от ровного полета до турбулентности и крутых виражей. или регулировать передвижение пауков, если речь идет о лечении арахнофобии: хаотического, контролируемого психотерапевтом или самим клиентом.
4) Чувство безопасности у клиентов. Несмотря на то, что при использовании ВР возникает устойчивое ощущение реальности происходящего, подсознательно клиент помнит, что находится в безопасном кабинете психотерапевта, и это позволяет ему расслабиться и обратить внимание на работу со своим страхом.
5) Применение технологий ВР в психотерапии позволит в будущем организовать дистанционное лечение при помощи этого метода.
Нужно отметить, что все эти свойства ВР полезны не только в психотерапии (при лечении фобий и ПТСР), но и в реабилитации (обучение вождению автомобиля при страхе, появившемся после аварии) и в адаптации: обучение детей с различными степенями аутизма навыкам передвижения и действий в больших торговых центрах.
Другие страницы рубрики
- Воздействие информационных технологий на профессиональную деятельность психолога
- Гендерные аспекты применения информационных технологий.
- игровая деятельность в интернете
- Коммуникативная деятельность в интернете
- Познавательная деятельность в интернете
- Применение компьютеров и интернета для опосредствования игровой деятельности
- Психологические исследования виртуальных реальностей.
- Современные информационные технологии и развитие теории высших психических функций.
- Характеристика психологической зависимости от интернета