К концу XX в. в психологической науке сформировалось два взаимосвязанных, но не тождественных направления исследований – психология половых различий и гендерная психология.
В первом направлении классической является работа Э. Э. Маккоби и К. Н. Джэклин. Они проанализировали публикации (около 5 тысяч), где были результаты сравнительных характеристик мужчин и женщин в разных областях. Выявили около 300 различий и применили факторный анализ. Достоверные различия в психологических характеристиках можно выделить только по 4 признакам:
- женщины превосходят мужчин по вербальным способностям.
- мальчики и мужчины превосходят по пространственным способностям.
- мальчики и мужчины превосходят по математическим способностям.
- мужчины более агрессивны.
В 1990г. Г. Крампен с коллегами, анализируя накопленные к этому времени данные о половых различиях, добавил еще 2 свойства:
- у женщин выше уровень тревожности
- у женщин выше показатели нейротизма и субъективных (психосоматических) расстройств.
Кроме того существуют еще различия на уровне тенденции.
- У женщин локус контроля в большей степени внешний, а у мужчин внутренний.
- Макиавеллизм выше у мужчин.
- У женщин более высокие оценки ожидания неудач
При гендерном подходе определяется гендерная идентичность и рассматриваются такие характеристики, как маскулинность и фемининность.
Половые различия во взаимопонимании и общении.
Мужчины лучше понимают черты, связанные с субъект-объектным взаимодействием. Выделяют больше когнитивную, интеллектуальную сторону.
Женщин – выделяют межличностные отношения, эмпатийные моменты. Женщины лучше понимают волевые качества и те черты, которые отражают отношение к другим людям.
Часто во взаимодействии в общении мужчины и женщины нарушается взаимопонимание. Это происходит по причине того, что мужчины и женщины по-разному понимают разные вещи.
- Мужчины и женщины по-разному понимают справедливость.
Мужчины – это равенство и в поощрении и в наказании
Женщины всегда учитывают обстоятельства, в которые попадает человек. Пытаются найти оправдания.
- Мужчины ориентированы на обладание информацией, свободу действия и независимы в суждениях. Женщины стремятся к психологической близости, осознанию того, что их жизнь тесно взаимосвязана с жизнью другого.
- Мужчины и женщины в общении по-разному относятся к советам: для мужчины посоветоваться – ограничить свободу, показать, что ты зависим, для женщины увеличить силу.
- Разная логика: склонность мужчин опираться на обобщенные выводы, женщин на конкретные примеры из личного опыта. В общении многие женщины в качестве аргументов приводят личные примеры, логика строится на личном опыте, интеграции опыта окружающих.
- Разная направленность интересов. Мужчин интересует информация о фактах и событиях, у женщин интерес к эмоциям, чувствах других. В психолингвистике: у мужчин и женщин в разговоре ориентация на разные слои разговора. Стиль слушания мужчин на информационном уровне, а женщин на метаинформационном уровни (отношения).
- Мужчины в общении склонны ориентироваться на содержание и прямые выводы, а женщины на поиски косвенных выводов, подтекста, тайного смысла.
Гендерные различия.
При проведении гендерных исследований, первоначально проводят исследование гендерной идентичности – ролевых позиций, которые люди занимают в общении независимо от пола. Различают людей с преобладанием маскулинных черт, фемининных, андрогинов (сильно выражены обе черты), полонедифференцированных (обе черты не выражены).
Различия в ценностных ориентациях: маскулинность – независимость, социальная успешность, высокий уровень достижения, фемининность – любовь, семья, человеческие отношения.
Преобладает представление, что гендерная идентичность не личностное качество, а ролевая позиция определенная обществом. Есть культуры, где ценятся маскулинные (конкурентные отношения и упорный труд) или фемининные (ценность отношений) качества.
Различия в общении.
Маскулинность – направленность на достижение социального успеха, решение задачи, в парном взаимодействии игнорируют потребности партнера. Низкая эмпатичность и эмоциональность. Стратегии взаимодействия доминантного, независимого и компетентного типа. Высокая самооценка и высокая социальная успешность, плохо понимают невербальную сторону общения.
Фемининность – ориентация на создание гармоничных отношений и поддержание равновесия в общения, стратегии зависимого и подчиненного типа. Высокая способность к эмпатии, эмоциональной отзывчивости. Хорошая способность к выявлению и интерпретации невербальных признаков поведения. Низкая самооценка но высокая успешность во взаимодействии в межличностной сфере.
Наиболее оптимальными являются андрогины. Направленность на установление баланса между сферами достижений и межличностных взаимоотношений. Стратегии компетентного и дружелюбного типа. Самооценка адекватная. Есть корреляция между полом и идентичностью, но она особая – нет яро выраженной связи: есть отрицательная связь между полом у женщин и маскулинностью, а значимой связи с фемининностью – нет.
Гендерные исследования.
Рене Эдвардс, 1998, влияние пола, половой роли и ценности на интерпретацию сообщений.
Феминных субъектов обозначил словом забота или поддержка, а маскулинных – контроль. Маскулинный все время думает, что контролирует ситуацию. Гипотеза: маскулинные более вероятно, чем феминные, будут одни и те же сообщения интерпретировать как контроль и доминирование, а феминные как заботу и поддержку.
При проведении эксперимента давал несколько ситуаций с различными вариантами ответов на вопросы. (Вы обедаете с мало знакомым коллегой, он рассказывает о работе, о проведенных им нововведениях… как вы думаете, почему он это рассказывал?) Нужно по семибальной шкале выразить степень согласия с вариантами ответов: он хотел подавить меня интеллектом, хотел помочь… Маскулинные предпочитают ответы по типу контроля, а феминные по типу поддержки. Данные Знакова: Когда мужчина общается с женщиной, уровень контроля снижается, по сравнению с общением с мужчиной. В паре женщина-женщина – оценки по шкале контроля очень высоки.
Другие страницы рубрики
- Гендерная специфика понимания в общении.
- Макиавеллизм личности и понимание манипулятивного поведения.
- Самопонимание и самопознание: сходство и различие, современные направления исследования.
- Соотношение мышления и понимания.