исследования развития и функционирование интеллекта

Х. Паскуаль-Леоне: развитие происходит за счет увеличения объема интеллектуального оператора (1 оператор в 2 года), Кейс связывал развитие с ростом когнитивной автоматизации.
Элементный подход: Характеристики нервного субстрата определяют успешность протекания процессов мышления. (Айзенк: скорость и точность передачи нервных импульсов, Дженсен: длительность рефрактерного периода клетки).
Айзенк считал, что надо выделить элементы интеллекта:
– скорость решения
– настойчивость поиска решения
– ошибки исполнения
Он считал, что в основе интеллекта лежит нечто, не-ментальное по природе, а именно скорость умственных реакций, обусловленная физиологически.

Но тогда это должно повлиять абсолютно на все процессы – они должны коррелировать между собой. Когнитивные преимущества тогда должны проявляться рассредоточенно во всех блоках.
В итоге: скорость проведения нервного импульса – одна из детерминант генерального фактора, но не единственная.

Паскуаль-Леоне:
– Когнитивная система состоит из 2х основных частей
– набор схем различного рода. По существу, схемы рассматриваются как умственные операции, которые способен выполнять человек, а также выработанные им представления об окружающем мире, поэтому решение задач происходит на их основе.
– система операторов
функции, отвечающие за тот объем информации, который субъект способен репрезентировать и переработать за некоторый короткий промежуток времени, а также за стиль и метод переработки информации.
М-оператор (рабочая память, количество схем, которое чел. способен удерживать одновременно, решая задачу). В среднем, за 2 года – 1 доп. элемент объема.
I-оператор (оттормаживание иррелевантных схем). Ф-я инд. различий. Дает возможность М работать.
F-оператор (оператор поля). Активация тех схем, которые образуют прегнантную фигуру.
L-оператор отвечает за имплицитное обучение.
LM-оператор отвечает за быстроту обучения.
Эксперимент со штуковиной, у которой нужно было прокрутить ручку до упора и нажать кнопку, которая была чуть ниже. Это на время. Соотв., у 3-4 леток оно самое большое, потом ступенчато снижается к 11-и годам (1 схема в два года, как по заказу). (схемы: быстро крутить, отпустить рукоятку, локализовать кнопку, отпустить рукоятку заранее).
понятие М-оператора, несколько модернизирующее понятие рабочей памяти, выступает объяснительным принципом когнитивного роста. Введение дополнительных операторов (I, L, F и др.) позволяет объяснить индивидуальные различия, в том числе такие когнитивные стили, как полезависимость-поленезависимость


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв