Человек не помнит себя с самого рождения и в младенчестве: этот феномен называется детская амнезия. Существует несколько объяснений этого феномена.
З.Фрейд, мотивационная гипотеза: детская амнезия возникает вследствие вытеснения и подавления социально табуированного содержания, а именно агрессии и/или сексуального влечения к родителям.
Ж.Пиаже, когнитивная гипотеза: различия в мышлении взрослого и ребенка. Для ребенка до определенного возраста все события его жизни приблизительно равнозначны, рядоположены, синкретичны, поэтому ребенок не может выстроить линию своей судьбы, и АП возникает только при формировании обратимости операций и осмысленной ретроспективы. Э. Шахтель: «схемы памяти взрослого — неподходящее вместилище для переживаний раннего детства, а потому они не подходят для хранения этих переживаний и не позволяют их воспроизвести».
Другими словами, несмотря на принципиальные различия теорий развития психики, разработанных З. Фрейдом и Ж. Пиаже, в обеих используется термин «амнезия» и предполагается, что автобиографическая информация о событиях раннего детства содержится в памяти, но недоступна для осознания и воспроизведения.
С позиций культурно-исторической психологии феномен АП выступает как ВПФ, причем в натуральном виде эта функция отсутствует: АП не формируется у детей-Маугли и поздно появляется в онтогенезе. АП, как подсистема долговременной декларативной памяти, формируется в качестве новообразования на основе семантической и эпизодической подсистем памяти только в результате совместной мнемической деятельности ребенка и взрослого в конкретной социальной ситуации развития. Для формирования АП как ВПФ необходимы:
- эмансипация индивидуального «я»,
- созревание эпизодической буферной мнемической системы (в возрасте 20-22 мес. находят спрятанные у них на глазах игрушки),
- лингвистическая компетентность (K.Nelson: дети обладают эпизодической памятью, но не способны воспроизвести произошедшие события, в результате АБ рассказ отсутствует, и событие забывается).
В среднем взрослые относят свое первое воспоминание к возрасту 3,5 лет: в этом возрасте ребенок достаточно когнитивно оснащен для того, чтобы фиксировать в памяти единичные события, оценивать их релевантность «я» и кодировать их в вербальной форме. Более ранний возраст первого воспоминания положительно коррелирует с уровнем интеллекта, лингвистическими способностями и принадлежностью к высшим социальным слоям.
АП как ВПФ формируется в процессе общения ребенка со взрослым: взрослый вовлекает ребенка в рассказ о произошедшем событии. В западных исследованиях на этой идее построена “модель социальной интеракции”: возникновение АП сильно варьирует от социальной ситуации развития, а именно стиля общения матери с ребенком. K.Nelson выделила 2 стиля материнского общения:
1 – Прагматический тип – тормозит развитие АП.
Взрослый требует только ту часть информации о прошлом, которая необходима для достижения текущей цели.
2 – Разрабатывающий, или рассказывающий, тип – способствует развитию АП.
Мать, которая действует рассказывающим путем, сцепляет чувственную ткань образа-воспоминания с рассказом. То есть, мать формирует рассказ интуитивно, отражая, комплексную структуру АБ рассказа, в которой присутствуют следующие компоненты: кто, что, где, когда, другие люди. Ребенок отвечает матери на эти вопросы, формирует под ее руководством рассказ и вспоминает вместе с чувственной тканью. Таким образом, в диалоге формируется смысл воспоминания.
Стиль общения с родителем переносится на характер АП в старшем возрасте. Дети с родителями “разрабатывающего типа” более компетентны в установлении источника информации и лучше разделяют фантазийные и реалистичные компоненты воспоминаний.
Кроме того, структура автобиографического рассказа усваивается ребенком из культурных традиций: исследование Qi Wang (2002) на европейцах (британцах и датчанах) и китайцах. Аналогичное исследование было проведено Нурковой на русских.
Аспекты АБ рассказа |
Европейцы | Русские | Китайцы |
Возраст начала АП |
3,5 года | 4 года 2 мес. | 4 года 1 мес |
Содержание | Уникальные события (необычные, перцептивно яркие эпизоды) | Уникальные события (необычные, перцептивно яркие эпизоды) | О рутинном, повторяющемся |
Действующее лицо | Сам субъект | Другие | Другие |
Эмоциональность | О переживаниях | О переживаниях | Только социальный контекст (обществ. одобрение/неодобрение) |
Развернутость | Развернуто | Развернуто | Сжато |
Таким образом, АП дает базу для самоидентичности:
- “европейский” тип – персональная идентичность (каков я?),
- “азиатский” тип – социальная идентичность (с кем я?).
Анализ содержания АП дает возможность установить, какой тип личности запрашивается в культуре.
итогом развития АП в детском возрасте является кристаллизация автобиографического рассказа о единичном дискретном эпизоде и овладение функциональным репертуаром использования данной формы АВ в коммуникативных и саморегуляционных целях. В подростковом возрасте встает новая задача – создание истории своей жизни.
АП в пожилом возрасте.
С возрастом АП приобретает все большее значение: “задача старости – интеграция жизненного опыта в финальную идентичность”. Функция АП переносится с прагматических, организующих социальную жизнь задач на экзистенциальные.
Особенности АП в старости:
1 – воспоминания за недавний период беднее, чем у людей более молодого возраста;
2 – давнее прошлое вспоминается лучше, воспоминания выкристаллизовываются, опыт переосмысляется; возрастает произвольность: подсказки оказываются эффективнее, чем у молодых (+30%);
3 – АП развивается и совершенствуется всю жизнь, хотя и на фоне общего снижения когнитивных функций (ограничения по сохранности работы мозга).
Частный практический психолог Черкассы – Елена Хижняк.
Другие страницы рубрики
- Время в субъективной картине прошлого. Эффект «пика» воспоминаний
- Культурные детерминанты развития автобиографической памяти.
- Место автобиографической памяти в системе мнемических процессов
- Проблема пластичности автобиографических воспоминаний
- Система функций автобиографической памяти.
- Структура автобиографической памяти. интервал самоидентичности личности.