Есть много классификация памяти. Произвольная/непроизвольная, образная/словесно-логическая, моторная/ зрительная/ вкусовая/одорная, эмоциональная/не связанная с ними.
Э.Тульвинг: иерархически организованная система подструктур, образующих строение системы памяти.
- Ультра-кратковременная память
- Кратковременная память
- Долговременная память
- Процедурная память
- Декларативная память
- Семантическая память. Отражает обобщённые знания о мире. «Я» удаленно из этих знаний. информация хранится в иерархически организованных семантических структурах.
- Эпизодическая память. Полимодальность воспоминаний, локализованных во времени. Эпизоды сохраняются на случай, если пригодится. Воспоминания из эпизодической могут переходить в семантическую и в АП.
Автобиографическая память
АП несёт в себе черты и СП, и ЭП, но не м.б. сведена к ним. Пронизывает многообразный мир мнемических процессов и связывает память в целое с личностью. Содержит личностно отнесённые процессы и состояния. Служат не только потребности быть личностью, но и коммуникативной и саморегуляции.
Более позднее образование в филогенезе, онтогенезе и персоногенезе. Возможно избирательное поражение АП – аутоперсономнезия.
Несёт в себе черты как СП (знание фактов своей биографии, создание словесно оформленной истории жизни), так и ЭП (представление прошлого в виде ярких эпизодов), но не может быть сведена к ним.
Память о себе и память о мире: человек лучше запоминает ту информацию, которая касается его лично.
Эксперимент Т.Роджерса (1977): непроизвольное запоминание материала в процессе решения заданий. испытуемые выполняли 4 типа заданий, отличавшихся по типу материала:
1) структурный (выделить слова, написанные заглавными и строчными буквами);
2) фонетический (подобрать рифму)
3) семантический (подобрать синонимы);
4) личностно отнесенный (определить, какие прилагательные могут охарактеризовать самого испытуемого).
испытуемые из последней группы запомнили материал в 2 раза лучше остальных, хуже всего запоминался структурный материал, чуть лучше – фонетический, еще чуть лучше – семантический.
Вывод: информация, относящаяся к личности, подвергается максимально глубокой переработке и поэтому лучше всего запечатлевается в памяти.
Таким образом, АП не может быть просто дополнением к другим видам памяти: АП – это особая личностно обусловленная реальность, соединяющая в себе черты других видов памяти и в то же время обладающая внутренней цельностью. Проблема АП находится на стыке психологии личности и психологии памяти, что определяет специфику ее изучения. Закономерности АП связаны как с мотивационно-смысловыми и эмоциональными, так и с познавательными процессами.
Другие страницы рубрики
- Время в субъективной картине прошлого. Эффект «пика» воспоминаний
- Культурные детерминанты развития автобиографической памяти.
- Место автобиографической памяти в системе мнемических процессов
- Проблема пластичности автобиографических воспоминаний
- Система функций автобиографической памяти.
- Структура автобиографической памяти. интервал самоидентичности личности.