Место автобиографической памяти в системе мнемических процессов

Есть много классификация памяти. Произвольная/непроизвольная, образная/словесно-логическая, моторная/ зрительная/ вкусовая/одорная, эмоциональная/не связанная с ними.

Э.Тульвинг: иерархически организованная система подструктур, образующих строение системы памяти.

  • Ультра-кратковременная память
  • Кратковременная память
  • Долговременная память
  • Процедурная память
  • Декларативная память
    • Семантическая память. Отражает обобщённые знания о мире. «Я» удаленно из этих знаний. информация хранится в иерархически организованных семантических структурах.
    • Эпизодическая память. Полимодальность воспоминаний, локализованных во времени. Эпизоды сохраняются на случай, если пригодится. Воспоминания из эпизодической могут переходить в семантическую и в АП.

Автобиографическая память

АП несёт в себе черты и СП,  и ЭП, но не м.б. сведена к ним. Пронизывает многообразный мир мнемических процессов и связывает память в целое с личностью.  Содержит личностно отнесённые процессы и состояния. Служат не только потребности быть личностью, но и коммуникативной и саморегуляции.

Более позднее образование в филогенезе, онтогенезе и персоногенезе. Возможно избирательное поражение АП – аутоперсономнезия.

Несёт в себе черты как СП (знание фактов своей биографии, создание словесно оформленной истории жизни), так и ЭП (представление прошлого в виде ярких эпизодов), но не может быть сведена к ним.

Память о себе и память о мире: человек лучше запоминает ту информацию, которая касается его лично.

Эксперимент Т.Роджерса (1977): непроизвольное запоминание материала в процессе решения заданий. испытуемые выполняли 4 типа заданий, отличавшихся по типу материала:

1) структурный (выделить слова, написанные заглавными и строчными буквами);

2) фонетический (подобрать рифму)

3) семантический (подобрать синонимы);

4) личностно отнесенный (определить, какие прилагательные могут охарактеризовать самого испытуемого).

испытуемые из последней группы запомнили материал в 2 раза лучше остальных, хуже всего запоминался структурный материал, чуть лучше – фонетический, еще чуть лучше – семантический.

Вывод: информация, относящаяся к личности, подвергается максимально глубокой переработке и поэтому лучше всего запечатлевается в памяти.

Таким образом, АП не может быть просто дополнением к другим видам памяти: АП – это особая личностно обусловленная реальность, соединяющая в себе черты других видов памяти и в то же время обладающая внутренней цельностью. Проблема АП находится на стыке психологии личности и психологии памяти, что определяет специфику ее изучения. Закономерности АП связаны как с мотивационно-смысловыми и эмоциональными, так и с познавательными процессами.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв