Структура автобиографической памяти. интервал самоидентичности личности.

            АП имеет системно-уровневое строение. Структурно-функциональной единицей существования АП на микроуровне является автобиографическое воспоминание (в форме яркого эпизода прошлого, важного воспоминания, переломного воспоминания, характерного воспоминания). Структурно-функциональной единицей существования АП на макроуровне является целостное представление о своей судьбе (в форме истории жизни, конфигурации этапов развития личности, метафорического образа прошлого и мгновенного жизненного обзора).

 

Жизнь человека измеряется событиями, ее составляющими, их можно оргнизовать иерархически: жизненная эпоха – жизненный этап – событие – момент. Основными условиями отнесения события являются перцептивно-эмоциональная яркость переживаний субъектом происходящего события и/или важность его включения в историю жизни, устанавливаемая путем приписывания ему “автобиографического смысла”.

Содержание АП можно представить в уровневом виде:

Обобщения

Судьба

Жизненные темы

Общие воспоминания

Важные воспоминания

Яркие эпизоды прошлого

 

Конденсация

Переломные воспоминания

Характерные воспоминания

Жизненный обзор

1. Яркие эпизоды прошлого.

Фотографические воспоминания – это детальные воспоминания обстоятельств, в которых человек впервые узнал о крайне эмоционально волнующем событии. Качество таких воспоминаний практически совпадает с воспринятыми образами. Все подробности пережитых сцен сохраняются, подобно фотографическим снимкам, но в том числе сохраняются запахи, звуки и т.д. У слепых с рождения ФВ тоже есть, но без зительной модальности.

Браун, Кулик (исследование впечатлений от убийств политических лидеров, 1977): существует особый механизм “print now”, мгновенно фиксирующий образ памяти во всей полноте деталей.

У.Пенфильд: АП работает по принципу магнитофона. Раздражал электродами височные области мозга пациентов, вызывая  них флеш-беки: неожиданно они видели яркие, подробные картины своего прошлого (рождественская служба, голос своего ребенка и т.д.).

Художник Ф.Маньяни: рисовал пейзажи города своего детства. Необычайная точность пейзажей, но приехавший фотограф обнаружил пространственные искажения (у художника в одной картине помещалось столько, что фотографу для передачи пришлось сделать три фотографии).

Пиаже: воспоминание 2-летнего возраста, когда злоумышленник хотел похитить его из коляски, но няня героически спасла. Пиаже был уверен, что помнит это событие с фотографической точностью, пока во взрослом возрасте няня не призналась ему, что все выдумала. Но в семье так часто обсуждали эту историю, что у Пиаже создалось полное ощущение фотографически точного воспоминания.

Найссер: сомнения в точности ФВ. Его собственные воспоминания о Перл-Хрборе: был уверен, что ради этой новости прервали трансляцию бейсбольного матча по радио, выяснилось, что в тот день матча не было. Дело Джона Дина и разговоров в Белом доме: разговоры действительно были, но совсем не о том, что услышал в них Дин. Сравнивал субъективные воспоминания и объективные характеристики ситуаций: корреляция составила всего 0,29. Достройка ФВ может происходить за счет стереотипных, высоковероятных фрагментов. Факторы, повышающие вероятность ошибки извлечения воспоминаний:

- последующая достройка;

- воображение;

- высокая вероятность события;

- несоответствие контекста запечатления контексту воспроизведения (если будете рассказывать мужу о своем первом поцелуе с мальчиком – скорее всего, что-то забудетеJ),

Осн.характеристики ФВ:

- структурно строится как рассказ о картине, более или менее детально;

- сопровождается повторным переживанием тех эмоций, которые были в момент события, особенно положительных;

- интерпретационная структура отсутствует (“Да, и что?”J), не зависит от того, что было после, событие существует как бы “само по себе”.

- в них представлена система смыслов, актуальная для момента события;

- событие переживается как непрерывное, как целостный эпизод.

 

2. Воспоминания о важных событиях прошлого (ВВ).

Основное содержание – описание результатов и последствий события, “взгляд на прошлое из сегодняшнего дня”. Предмет интерпретации – жизненная ситуация.

3 типа ВВ:

- “стартовые воспоминания” – маркируют первый опыт человека в значимой для него области (как иванников читал нам первую лекцию на первом курсе);

- воспоминания-якоря важны для конструирования представления о себе как личности (художница: “моей матери сказали, что ее дочь будет звездой”),

- воспоминания – модели жизненных ситуаций, необходимые для ориентации в них и принятия решений.

Еще один тип: переломные воспоминания (ПВ) – воспоминание, имеющее особую важность и вызывающее кардинальные изменения в личности человека.

Виды ПВ:

- смена социальных ролей (с возрастом их становится все меньше);

- испытания;

- личностное развитие (особенно много в зрелом возрасте).

Структура ПВ: сопоставление того, что было “До” и “После” переломного события.

Предмет интерпретации – сам субъект (“до этого я был такой, а после стал совсем другой”).

ПВ задают определяют историю изменения личности: качественно и резко модифицируют самооценку, образ себя, представления о своих психологических качествах.

 

3. Общие воспоминания: “Как я ходила на занятия в спортивную секцию”.

При некоторых формах патологии (напр., шизофрении) и в состоянии клинической депрессии актуализируется только эта форма АП.

 

4. индивидуальная концепция судьбы – квинтэссенция содержаний АП и детерминанта ее развития. Складывается в течение всей жизни, на встречном движении двух тенденций – социализации и индивидуализации:

- интериоризация социокультурных значений понятия “судьба”, при этом происходит селекция материала АП для подтверждения этих значений (“на роду написано”, “так суждено”),

- рефлексия и индивидуальная интерпретация событий собственной жизни.

 

 

Сопоставление характеристик единиц анализа микроструктуры АП 

Свойства «Фотографическое» воспоминание Важное воспоминание Переломное воспоминание Характерное воспоминание
Чувственная ткань образа полимодальный динамичный эпизод с сохранением прошлой “метрики” пространства редуцированная форма, служит “ключом” к построению рассказа фактология представлена в интерпрета-ционном контексте эпизод выступает метафорой, перцептивный материал преобразован  символически-ми значениями
Механизмы включения в АП сразу (в момент запечатления) в связи с ситуативной эмоциональной насыщенностью сразу (в момент запечатления) или при анализе последствий события через принадлежность к жизненно важной теме, концепции судьбы является результатом ретроспектив-ного рефлексивного анализа изменения отдельных составляющих Я-концепции реконструкция в соответствии с содержаниемЯ-концепции, “монтаж” эпизода в момент актуализации
Нарратив отражает процесс означивания образа, подбираются языковые средства для описания картины, возможно «вычитывание» дополнительных деталей эпизода ориентирован на собеседника, принцип “ничего лишнего”, «вычитывание» деталей затруднено. сопоставление различных временных самоописаний субъекта строится на описании своих личностных особенностей в их соотнесении с содержанием события
Эмоциональ-ная насыщенность воспоминания  высокая, повторное переживание эмоций идентичных тем, которые были в момент запечатления (возвращение в прошлую ситуацию), особенно для опыта, конгруэнтного текущей ситуации характер эмоций определяется личностной ситуацией в момент воспроизведения характер эмоций определяется значением произошедших изменений личности для актуальной на момент рассказа ситуации специфическая эмоция, отражающая переживание самоидентич-ности личности: “Это Я!”, конгруэнтность события и личности
Предмет эмоционально – смыслового отношения  ситуация прошлого в ее соотношении с прошлыми, имевшимися в момент запечатления мотивами и целями личности ситуация прошлого в ее отношении к актуальным мотивам, потребностям, целям личности  содержание и направление изменений личности или траектории жизни свойства личности
Смысловая насыщенность  ситуативный смысл объектов, в их прошлой смысловой интерпретации в свете наличных (сегодняшних) жизненных смыслов личности соотношение “до” и “после” события, выделяется вектор личностного развития событие приобретает расширенный смысл как презентация сути личности
Значение имеет форму констатации развернутое,“взгляд из сегодняшнего дня” интерпретации своих изменений организуют субъективное представление о событии предваряет актуализацию эпизода
Содержание контекста ситуативный история жизни история изменения личности содержание модели самоописания личности
Время на микроуровне (единичное событие) время конкретно, представлено через изменения пространственных отношений и действий участников время абстрактно, изолированно от конкретного содержания события время самого события вырождается в “точку перелома”  фактор времени не является значимым
Прерывность события эпизод монолитен событие может быть прерывно, т.е. включать разнесенные во времени фрагменты “сшибка” субъективного переживания непрерывности события при включении разнесенных во времени фрагментов, этапов непрерывно
Время на макроуровне (временная локализация события на оси биографии) воспоминание солипсизировано, временная локализация затруднена событие локализуется во времени относительно “цепи событий”. “Рамки” события удерживаются с помощью тематически-временного стержня и являются “эластичными” временным маркером служит “интервал само-идентичности личности” событие существует “вневременно”
Ассоцииро-ванность с образом памяти субъективное слияние с ситуациейпрошлого диссоциация  диссоциация  привнесенная интерпретацией “вторичное” слияние (“В этом эпизоде  – весь Я”)

 

 

интервал самоидентичности личности

Человек и субъективно и объективно не остается одним и тем же и на протяжении своей жизни, сохраняя при этом уверенность в том, что «я есть Я». Основной категорией, которую необходимо ввести для описания факта субъективной непрерывности жизненного пути и преемственности жизненных этапов, является понятие «интервала самоидентичности личности».

интервал самоидентичности личности — это отрезок жизненного пути, границы которого личность осознает как точки качественного преобразования (кардинального изменения) самой себя.

Окончание одного интервала характеризуется сдвигом самотождественности с различной амплитудой переживания масштаба изменений от «Я — не тот, что прежде» до «Теперь я — другой человек».

Переход от одного интервала самоидентичности к другому может носить «взрывной» изменения происходят скачкообразно, моментально и иногда переживаются как кризис) или «кумулятивный» (изменения накапливаются постепенно) характер. Обычно личность, перешедшая рубеж интервала самоидентичности, сохраняет свою целостность, не раскалывается и феномен «множественной личности» не возникает. В автобиографической памяти именно эти «точки разрыва единой линии личностного пути» маркируются как особый тип событий жизни — «переломные». При переходе через «точки перелома» личность становится другой (по крайней мере, в собственных глазах).

Функция построения интервалов самоидентичности личности: периодизация самой личностью этапов своего жизненного пути и рефлексия человеком ключевых моментов в собственном развитии, ведущих к качественному преобразованию личности как целостной структуры при сохранении интегральной идентичности, т. е. представлении о себе как о целостном, тождественном самому себе психологическом субъекте.

интервальная структура автобиографической самоидентичности содержит три аспекта: тематический, количественный и глоссарный.

Тематический: присутствие в судьбе человека сквозных жизненных тем, отражающих сферы его активности. Количество одновременно присутствующих в «поле памяти» тем соответствует числу 3 — 5. При этом на протяжении воспоминаний о всей жизни 2 — 3 темы не меняют степени своей значимости, консолидируя представление о непрерывности и преемственности своей судьбы (наиболее распространенными стабильными темами в нашем исследовании были «образование», «семья» и «смена места жительства»). Динамика развития жизненных тем может идти двумя путями: интенсивным и экстенсивным. В первом случае с течением времени тематический горизонт сужается, происходит специализация личности, количество жизненных тем сокращается при глубокой и трудоемкой их проработке. Подобное положение можно проиллюстрировать моментом перехода от подросткового возраста к возрасту профессионального самоопределения, когда наполненный многочисленными разнообразными интересами мир юноши перерождается в узкий мир избранной профессии. Во втором случае специализация не выражена резко, сферы деятельности экстенсивно расширяются, теряя при этом глубину. Возникает личностный тип «дилетанта» — человека, обладающего широчайшим кругом интересов, но не имеющего профессиональной определенности. Оптимальной для полноты личностной реализации представляется ситуация, когда проработанные жизненные темы, потерявшие актуальность, не отбрасываются, а, перейдя на экономный автоматизированный уровень функционирования, остаются в потенциально доступном поле. Не являясь объектом каждодневной работы, автоматизированные жизненные темы сохраняют свой эвристический потенциал и обеспечивают резерв гибкости при изменении условий жизни человека, например потере работы или разрушении семьи. Человек как бы расширяется сам, включая в сферу своей активности все больше жизненных тем.

Количественный: субъективные представления о величине и значимости изменений в процессе перехода от одного жизненного этапа к другому, а также динамику изменений внутри каждого этапа. Нижняя граница перехода, приводящего к изменению личности, – 13% изменения. Больше 50% изменений влечет за собой «размывание»

самоидентичности, переживание чувства «потери себя» («Я сам себя не узнаю»).

Глоссарный: субъективный «образ Я». Образ Я описывается личностными чертами и детерминирован деятельностной природой существования личности, т. к. содержание самоописаний прямо зависит от деятельностей, в которые включен индивид. Система понятий, выделяемая человеком для самоописания, отражает не только фокус его внимания по отношению к собственной личности, но и высвечивает систему координат его бытия, его отношений с собой и внешним миром. Несомненно, наиболее благоприятен акцент на личностно-деятельностных, а не физических атрибутах, когда человек, рассуждая о себе, говорит: «Я — добрый, я — заботливый, я — трудолюбивый», а не «Я — высокий, я — толстый или я — больной и я — старый». Деятельностные параметры задают активную позицию, которая к тому же подконтрольна самому человеку, а не вынесенным вовне его обстоятельствам. Кроме того, физические характеристики с возрастом изменяются, конечно, не в лучшую сторону, в то время как личностные — могут развиваться и углубляться. Понимание человека как носителя деятельностей очень важно для организации психокоррекционных процедур.

 


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв