Время в субъективной картине прошлого. Эффект «пика» воспоминаний

В человеческой истории мы встречаем множество различных представлений о времени, которые можно условно разделить на 2 типа (Савельева, Полетаев):

- Время-1 характеризуется статичностью, дискретностью, гомогенностью, нейтральностью к причинности (напр., представления о цикличности времени в Ветхом завете);

- Время-2 динамично, гетерогенно, каузально-эффективно (линейное время в христианстве).

В АП, по мнению Нурковой, соединяются линейное и цикличное время, приходя к форме спирального времени (напр., для АП одновременно свойственны и причинность, и дискретность).

 

Время судьбы концептуализировано: события в АП связаны в значительной мере не хронологическими, а смысловыми связями (но не только ими). из-за этого время индивидуального прошлого пристрастно и часто содержит фактические ошибки:

1)      невозможность точно локализовать событие во времени;

2)      нарушение последовательности событий;

3)      неверные представления о временных интервалах между событиями.

Эти ошибки отражают связь АП с внутренними семантическими структурами и мотивационно-смысловым контекстом событий. Локализация события во времени может происходить разными способами:

1)      из содержания образа памяти (снег – дело было зимой);

2)      из знания о повторяющихся событиях (бассейн – по пятницам);

3)      по границам крупных жизненных этапов (во время учебы в старших классах);

4)      из логической связи с ближайшими событиями (напился после экзамена);

5)      сцепленность с нейтральными по содержанию, но точно датированными событиями (помню-помню, в тот день еще была взята Бастилия).

В целом временные маркеры можно поделить на 2 группы: а) опирающиеся на события индивидуального прошлого, б) общие для некоторой социальной группы. Напр., студенты часто датируют события относительно академического года.

 

“Туннельный эффект”: АБ воспоминания появляются позже, чем они зафиксированы в памяти, а до этого существуют в скрытой форме. Особенно это касается воспоминаний о детстве. интерпретация: АБ воспоминания появляются только тогда, когда они нужны.

 

Время в АП состоит одновременно из “пустот” и “плотных участков”: есть периоды, насыщенные событиями, а есть периоды, когда ничего как будто бы не происходило. исследования американских психологов показали, что “сгущение” воспоминаний согласуется с границами этапов развития личности по Эриксону: т.е. лучше всего фиксируются события, которые относятся к решению экзистенциально значимых личностных задач.

Эффект пика воспоминаний. Для людей западной культуры можно выделить 2 основных пика событийной нагруженности: 1) 16-25 лет, 2) ближайшие 8-10 лет перед опросом.

Существует несколько вариантов объяснения этого феномена:

а) “Пик воспоминаний” как результат присвоения культурных жизненных сценариев: в этом возрасте происходит активная социализация человека и присвоение им основных жизненных сценариев.

б) ” Пик воспоминаний ” как продукт формирования идентичности: высокая плотность воспоминаний для данного возраста объясняется тем, что в это время формируется первая самостоятельная идентичность человека.

в) Для данного возраста характерно присутствие событий, оцениваемых субъектом как “переломные”. В то же время, для переломных воспоминаний характерно сгущение событий, происходивших до (события-предвестники) и после (эффект шлейфа) переломного воспоминания. Т.е. пик воспоминаний может возникать вокруг любого переломного события.

Кросс-культурное сравнение: у японцев первый пик воспоминаний сдвинут на 10 лет (25-35 лет). Очевидно, это связано с различием ценности отдельных периодов жизни в разных культурах: предпочитаемый период жизни оценивается как критический для становления “Я-концепции”.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв