В человеческой истории мы встречаем множество различных представлений о времени, которые можно условно разделить на 2 типа (Савельева, Полетаев):
- Время-1 характеризуется статичностью, дискретностью, гомогенностью, нейтральностью к причинности (напр., представления о цикличности времени в Ветхом завете);
- Время-2 динамично, гетерогенно, каузально-эффективно (линейное время в христианстве).
В АП, по мнению Нурковой, соединяются линейное и цикличное время, приходя к форме спирального времени (напр., для АП одновременно свойственны и причинность, и дискретность).
Время судьбы концептуализировано: события в АП связаны в значительной мере не хронологическими, а смысловыми связями (но не только ими). из-за этого время индивидуального прошлого пристрастно и часто содержит фактические ошибки:
1) невозможность точно локализовать событие во времени;
2) нарушение последовательности событий;
3) неверные представления о временных интервалах между событиями.
Эти ошибки отражают связь АП с внутренними семантическими структурами и мотивационно-смысловым контекстом событий. Локализация события во времени может происходить разными способами:
1) из содержания образа памяти (снег – дело было зимой);
2) из знания о повторяющихся событиях (бассейн – по пятницам);
3) по границам крупных жизненных этапов (во время учебы в старших классах);
4) из логической связи с ближайшими событиями (напился после экзамена);
5) сцепленность с нейтральными по содержанию, но точно датированными событиями (помню-помню, в тот день еще была взята Бастилия).
В целом временные маркеры можно поделить на 2 группы: а) опирающиеся на события индивидуального прошлого, б) общие для некоторой социальной группы. Напр., студенты часто датируют события относительно академического года.
“Туннельный эффект”: АБ воспоминания появляются позже, чем они зафиксированы в памяти, а до этого существуют в скрытой форме. Особенно это касается воспоминаний о детстве. интерпретация: АБ воспоминания появляются только тогда, когда они нужны.
Время в АП состоит одновременно из “пустот” и “плотных участков”: есть периоды, насыщенные событиями, а есть периоды, когда ничего как будто бы не происходило. исследования американских психологов показали, что “сгущение” воспоминаний согласуется с границами этапов развития личности по Эриксону: т.е. лучше всего фиксируются события, которые относятся к решению экзистенциально значимых личностных задач.
Эффект пика воспоминаний. Для людей западной культуры можно выделить 2 основных пика событийной нагруженности: 1) 16-25 лет, 2) ближайшие 8-10 лет перед опросом.
Существует несколько вариантов объяснения этого феномена:
а) “Пик воспоминаний” как результат присвоения культурных жизненных сценариев: в этом возрасте происходит активная социализация человека и присвоение им основных жизненных сценариев.
б) ” Пик воспоминаний ” как продукт формирования идентичности: высокая плотность воспоминаний для данного возраста объясняется тем, что в это время формируется первая самостоятельная идентичность человека.
в) Для данного возраста характерно присутствие событий, оцениваемых субъектом как “переломные”. В то же время, для переломных воспоминаний характерно сгущение событий, происходивших до (события-предвестники) и после (эффект шлейфа) переломного воспоминания. Т.е. пик воспоминаний может возникать вокруг любого переломного события.
Кросс-культурное сравнение: у японцев первый пик воспоминаний сдвинут на 10 лет (25-35 лет). Очевидно, это связано с различием ценности отдельных периодов жизни в разных культурах: предпочитаемый период жизни оценивается как критический для становления “Я-концепции”.
Другие страницы рубрики
- Время в субъективной картине прошлого. Эффект «пика» воспоминаний
- Культурные детерминанты развития автобиографической памяти.
- Место автобиографической памяти в системе мнемических процессов
- Проблема пластичности автобиографических воспоминаний
- Система функций автобиографической памяти.
- Структура автобиографической памяти. интервал самоидентичности личности.