Проблема понимания принадлежит к числу таких междисциплинарных проблем, которые вследствие своей сложности и многогранности являются предметом анализа одновременно в нескольких областях научного познания. В современной зарубежной научной литературе можно выделить 7 основных контекстов, в которых употребляется термин «понимание»: методологический, гносеологический (когнитивный), логический, семантический, лингвистический, коммуникативный и психологический. В соответствии с этими контекстами можно выделить и 7 основных научных направлений изучения понимания.
Особенность психологического направления состоит в том, что в нем отчетливо выделяются 2 ветви: 1. работы психологов, выполненные под влиянием идей одного или нескольких их указанных выше непсихологических подходов к проблеме, 2. собственно психологический подход, постановка проблемы в исследованиях не выходит за пределы психологической проблематики.
Когнитивный подход.
Понимание, как определенный уровень теоретического освоения действительности, форма воспроизведения объекта в знании. Понимание рассматривается, как включение нового знания в контекст уже имеющегося у субъекта, вписывание нового знания в контекст структур опыта. Психологи изучают структуры знания, оценивается результат, а не процесс. Сопоставление схем опыта структурам реальности.
Анализ организации структур знаний субъекта, с которыми соотносятся события текста. Д. Е. Рамельхарт называет такие структуры схемами, Т. А. Ван Дейк и У. Кинч – макроструктурами, П. У. Торндайк – фреймами. именно характер организации структур знаний и умение оперировать ими определяют понимание.
Лингвистический подход.
Стремление найти истоки понимания в преобразованиях структур языка. Н. Хомский – теория трансформационной грамматики. Семантическая репрезентация предложения эквивалентна или тесно связана с лингвистическими глубокими структурами. Понимание – результат трансформации поверхностной структуры предложения в глубинную репрезентацию, состоящую из простых утвердительных конструкций. Поверхностная структура – состав предложения. Ядерная структура – информация, которую несет предложение. Проблема перехода от поверхностной структуры к глубинной репрезентации. Жесткая форма – делим четко на ядерные утверждения. В более мягкой версии теории считается, что можно пропустить некоторые детали без ущерба для понимания. Теория садовой дорожки или одного смысла: использование глазодвигательной методики, когда человек читая предложение, сталкивается с многозначными словами, как он выбирает значение и прогнозирует? Если выбирает правдоподобные вариант – ок, если нет – обратные выводы, возвращается к многозначному слову.
Соотношение представление о том, что играет наиболее важную роль в понимании: структура или процесс, процедурное или структурное направление. Т. А. Ван Дейк и У. Кинч исследуют структуру текста, при процедурном направлении – изучение не только когнитивных структур, но и процессов употребления языка.
Логический подход.
Понимание – введение выражения в непротиворечивую логическую систему и установление его связи с элементами системы. Понимание – способность к умазаключению, установление связей с элементами системы. Если высказывание вписывается в систему и не противоречит ей, то оно считается понятым.
Умазаключение – психологический, а не логический процесс, некоторые звенья не сосзнаваемы. Можно получить правильный результат из ложных предпосылок.
Гребрт Кларк
Процессы логического вывода являются обязательными составляющими понимания.
Человек представлен как носитель знаковых систем, соотносимых с входным сообщением и определяющих тип возможных выходов из него. Знаковые системы – структуры прошлого опыта.
- Авторизованный вывод – вывод, который должен сделать слушающий, исходя из речи. Выявление скрытого смысла.
- Стратегия: известное – новое. В любом сообщении передается не только новая, но и известная информация. Кларк исследовал, как происходит и каковы этапы понимания, выделил три ступени:
- констатация и определение того, что знаю и что ново
- поиск в памяти антицедентов – предшествующей информации, знаний, которые можно сопоставить с известной информацией.
- замена известной информации ее антицидентом.
- Непрямы выводы – по ассоциации.
Речь об актуализации возможного, но необязательно точного фрейма.
Три степени предсказуемости. 2 предложение, первое одно, второе меняется.
- легко предсказуемое: я заглянул в комнату, потолок был высокий. В каждой комнате есть потолок, ново только высота потолка.
- более трудная. Я заглянул в комнату, окна выходили в сад. Вероятность угадывания невелика.
- индуцируемая – побуждаемая ассоциация: вошел в комнату, канделябры ярко сверкали.
Различение прямых и обратных выводов. Прямые – прямая послед событий. В случае непростых текстов, смыслообразование формируется в процессе обратных выводов. Соотношение прямых и обратных выводов – испытуемые во время чтения редко делают прямые выводы. Во время обратных выводов происходит смыслообразование, это подтверждается и глазодвигательные эксперименты.
Человек часто нелогичен, но это ему не мешает. Наиболее часто, понимание, построенное на нарушенной логике, возникает в конфликтных и стрессовых ситуациях. Одним из проявлений нелогичности, является механизм обособления – человек может одновременно развивать две и более мыслей, которые с точки зрения логики противоречат друг другу. Крейг, Либсон. Логико-непроницаемая перегородка – существуют психологические механизмы, которые изолируют одно направление мысли от других таким образом, что они не ослабевают, но и не противоречат друг другу.
Семантический подход.
Семантика – выражение отношения знакового выражения не только к обозначаемой им ситуации, но и к ее обобщенному отражению человеком. Понимание – результат интерпретации отношений: понимание высказывания наступает тогда, когда субъекту становится ясно, о какой ситуации идет речь и как представляет себе ситуацию говорящий.
Проблема смысловой обработки, т. е. конструирования понимающим семантического представления объекта понимания.
Западные (Фрэнкс) – смысл – производное от структуры знаний.
Наша традиция – противоположная – смысл нельзя искать внутри структуры знаний, он внутри мотивационной структуры личности. Понятие личностного смысла по Леонтьеву, смысл, как отношение мотива к цели.
2 проблемы психологических аспектов семантики понимания:
1. определение соответствия практических знаний о понимаемом той реальности, которую нужно понять. Миллер – принцип реальности – слушатель знает многое из того, что хочет сказать говорящий. Соединяя свои практические знания со сказанным, он может понимать сказанное.
2. проблема истинности понимания. Филмор: когда человек что-то понимает, высказывание должно находить связь не только с реальностью, но и с языковыми структурами. Надо осознать, что понимание не требует выявления истинности. Существуют ситуации, которые обсуждаются и понимаются на языковом уровне, но нельзя сказать истинны они или ложны. В 1986 разбиение традиций семантики истинности и понимания. В общении мы используем сказки и мифы, которые построены на реально несуществующих объектах. Понимание строится не на соотнесении с действительностью. исследование Запорожца: воспроизведение детьми сказки.
Экспериментально-психологические исследования.
Постановка проблемы в исследованиях не выходит за пределы психологической проблематики. Внимание уделяется анализу психических способностей, интеллектуальных операций и действий, участвующих в формировании индивидуальных стратегий понимания.
Соотношение понимания и памяти.
Смирнов. Эффект положительного влияние мнемической направленности на понимание. При запоминании бессмысленного материала, делается попытка к структурированию.
Компоненты понимании.
Необходимо понимать отношения между словами, цели автора.
Понимание переносного смысла. Если прямое значение противоречит контексту, человек ищет в памяти ситуацию, значение которой соответствует контексту.
индивидуальные различия в понимании. Понимание при чтении рассматривается как способность, образуемая умением читать, знанием языка и когнитивной способностью, рассматриваемой как уровень интеллектуального развития субъекта.
Глазо-двигательная методика.
Фиксации глаз отражают семантические процессы обработки текста.
Уровни понимания.
изучаются в психологии чтения. Выделяют 3 уровня:1)буквальное понимание – усвоение прямого, буквального содержания текста, 2) интерпретирующее понимание – причины явлений, выводы, обобщение и сравнение, цели автора, 3) критическое понимание – оценка качества, точности и правдоподобия того, о чем говорится.
Роль образов в понимании.
Гипотеза А. Пайвио о двойном кодировании: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы и хранятся в памяти, как образы; абстрактные – как структурированные последовательности вербальных единиц. Белмарс: выводы из абстрактных предложений занимают больше времени.
Проблема предпонимания. Предпонимание – интегративный базис культурно обусловленных знаний, понятий. Недостаточно отрефлексированное понимании. Сюда относятся установки индивидуального и массового сознания, стереотипы как указатели направления понимания.
Коммуникативный подход.
Понимание в общении – результат согласования 4 составляющих общения:
- цели собеседника
- применяемые постулаты общение и их согласование
- сходства и различения понимания обсуждаемого предмета партнерами по общению
- отношение партнеров друг к другу.
Цели собеседника
взаимопонимание – встречный процесс определения собеседниками целей. Человек всегда высказывает свое мнение предполагая, каким образом партнер должен проинтерпретировать. Слушающий интерпретирует высказывание, исходя из гипотезы о мотивах и намерениях говорящего. Зависимость успешности определения целей от построения психологической модели личности партнера. Модель собеседника может строится либо на хорошем знании контекста, либо его интересов и информированности.
Шенк 1982 разные смыслы высказываний возникают в зависимости от того, с какой категорией мы связываем то, что говориться. Есть воздействующие смыслы – человек воспринимает высказывание как лично его касающееся и требующее действий. Еще есть категории нужды, потребности. Объяснительные смыслы. При непрямой просьбе люди легче переживают отказ.
Постулаты общения и ролевые позиции.
Грайс. Принцип кооперативности:
- количества – в общении любое высказывание должно быть предельно информативным, не давать лишнюю информацию
- качества – чтобы высказывание было истинным, не говорить того, что считаешь недостоверным
- релевантности – не отклоняться от темы.
- прозрачности – высказывание должно быть ясным, кратким, недвусмысленным.
Лич. Принцип вежливости:
- такта – соблюдение интересов других и границы их личной сферы
- великодушия – не затрудняя других
- одобрения –минимизация числа отрицательных оценок в сторону партнера, стремление к высказыванию положит оценок
- скромности – минимально хвали себя и максимально критикуй.
- согласия – стремление к согласию с другими и устранению возможные разногласия
- симпатии – проявление к партнерам максимум доброжелательности
Емельянов. Взаимопонимание в коллективах. изучались ролевые позиции, деловое и межличностное отношения. Генератор идей, эрудит, позиция диагноста. Чем больше ролей вынужден играть человек, тем лучше понимает проблематику других. Наибольшая точность – критики и генераторы, а наименьшая – эрудиты. Связь понимания предметного содержания и межличностных отношений. Если отношения отрицательные не межличностного, а делового характера, то плохое взаимопонимание. При негативных и конфликтных отношениях точнее понимание и проблематики, и личного отношения. Конфликт – катализатор, улучшение взаимопонимания.
Сходства и различения понимания обсуждаемого предмета.
Необходимы различия в понимании темы и предмета обсуждения, как условие понимания и коммуникации. Общение не будет продуктивным, если у собеседников однинаковые знания о предмете.
информационно-деловой подход: двигатель общения – стремление устранить границы.
Отношение партнеров друг к другу.
Эмпатический компонент: роль доброжелательного отношения.
1) понимание психологических особенностей партнера при нейтральном отношении к нему
2) Принятие, аттракция
Женщины более точны в понимании мужчин при положительном отношение. Мужчины лучше понимают при плохом или нейтральном отношении.
Методологический подход
Отечественная психология.
Предпонимание – предварительное знание (есть во всех подходах). Корни понимания в культуре, социальных взаимодействиях.
Гальперин: все зависит от воспитания и формирования.
Соотношение биологического и социального.
Рубинштейн, Теплов: существуют задатки, которые развиваются, внутренние условия развития понимания.
Субъективный опыт: ментальный и экзистенциальный.
Понимание зависит от соотношения ментального и экзистенциального опыта и многомерности человеческого мира.
3 типа понимания, которые соотносятся с тремя подходами:
1. Когнитивная традиция: понимание – знание. Чем знание более полное, тем лучше понимание. Важна отражательно-познавательная сторона. Знание, которое можно соотнести с миром, проверить. Принимается истинность знаний, полученных в эксперименте. Понимание, как работающая модель, создание мысленных моделей. Понять – значит собрать работающую модель, подчеркивается необходимость знаний.
2. Герменевтическая традиция: истолкование и интерпретация. Понимание – один из возможных способов интерпретации, толкования. Объективность знания включает субъективные компонент. Правильность или неправильность рассматривается как согласованное мнение людей о должном. Во главу угла – с чем соотноситься понимаемое: фрагменты личностного знания и ценности. Понимание принципиально поливариативно.
3. Экзистенциальная традиция. Понимание – постижение, понимание суть, скрытого смысла. Постигать можно только сложное. Широкое познания, включает в себя интуитивные компоненты, бессознательное, исследование самопонимания. Поиск и анализ вариантов порождения опыта, который имеет смысл для человека. Внутренние условия понимания основаны на субъективном опыте. Экзистенциальный опыт – ценностно-смысловая регуляция, общее знание о человеческой природе. Понятия неявного, скрытого знания – то, что человек знает, но не может сформулировать. ЭО включает этический компонент. исследования: психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания переломных, критических точек: моральной допустимость аборта, угрозы террористического акта, эвтаназии.
Другие страницы рубрики
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.