Характер (Юнг) – сложившаяся, устойчивая индивидуальная форма человеческого бытия. Учение о характере – учение о признаках и физического, и психического свойства. Неразрывность психического и физического. По психическому можно делать о физическом, по физическому – о психическом. Более доступен второй путь, поэтому им чаще и пользовались (астрология (в смысле знаков зодиака и характера связанного с ними), френология, хиромантия, графология и т.д.), но он не дает картины. Поэтому Юнг выбирает путь изучения всех феноменов психического (пускай и нет пока возможности количественных измерений психики).
С помощью аналитического метода стало возможно, по мнению Юнга, увидеть то, что лежит за возникающими психическими симптомами (на клинике) F знание о психических процессах, вызывающих симптомы (учение о комплексах – психических величинах, неподконтрольных сознанию и ведущих свою жизнь в «темной сфере бессознательного»).
Дальнейший путь приводит Юнга к необходимости найти источник возникновения комплексов (как конфликтных бессознательных содержаний, проявляющихся неврозами). Комплекс – область неисполненного в индивиде (при этом и положительная роль комплексов – без них застой псих жизни).
Рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Ввел понятие 2 типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Подчинены среде, мнению других, внушаемы. Бессознательное у экстраверта – сильная эгоцентрическая тенденция. Наиболее частое заболевание – истерия. интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Типичная форма невроза – психастения. Обе ориентации сосуществуют одновременно в человеке, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. В изолированном виде этих установок не существует, чистых типов нет. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, то другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной, становится компенсаторным механизмом. В норме они должны чередоваться. Т.к. с помощью этих 2х установок невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру, то Юнг включает в свою типологию еще психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство – рациональные функции, т.к. они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. интуиция и ощущение – иррациональные, т.к. пассивно схватывают, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение. У каждого человека есть все 4 функции. Но только 1 функция из пар рациональных или иррациональных доминирует и осознается. интегрированная личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции. 2 эго-ориентации и 4 функции, взаимодействуя, образуют 8 типов личности.
Преобладающая функция | Характер |
Сенсорная | Сенсорный |
Мыслительная | Мыслительный |
Аффективная | Эмоциональный |
интуитивная | интуитивный |
Окружающая среда, по Юнгу, «не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». В архетипах заключен опыт всего человечества, предрасполагающий к реагированию опред образом на текущий опыт.
Выделение этих функций Юнг и сам признает чисто эмпирическим – никаких строгих доказательств, что это именно так он не приводит:
ощущение – восприятие с помощью чувственных органов
мышление – интеллектуальное познание и логические заключения
чувство – функция субъективной оценки
интуиция – восприятие бессознательных содержаний; восприятие, которое нельзя свести к сознательному опыту
В борьбе за существование человек использует наиболее развитую функцию, которая постепенно становится критерием привычного способа реагирования.
Для полной идеальной ориентации эти четыре функции должны сотрудничать на равных, но в реальности такого практически не бывает – одна из функция выходит на первый план, остальные же остаются недифференцированными:
- ощущающий тип (голое восприятие без размышлений и чувственных оценок)
- мыслящий тип
- чувствующий тип
- интуитивный тип (ни идей, ни чувств, ни ощущений реальности, а «целиком отдают себя во власть соблазнительных возможностей»). При этом противоположности: мыслительный – чувствующий и интуитивный – ощущающий.
Экстраверсия/интроверсия построена следующим образом: существует сознательная установка (на людей/от людей) и бессознательная. Бессознательная уравновешивает сознательную, иначе происходила бы потеря психического равновесия.
При этом экстраверсия/интроверсия не проявляются сами по себе, а лишь в качестве специфики главенствующей сознательной функции. О типических бессознательных функциях, по мнению, Юнга, говорить невозможно.
Подавленная функция (например, чувство у мыслящего типа) отправляется в бессознательное. Речь тут идет не о том, что человек не осознает свои чувства (например), а о том, что он не может их контролировать, а может только подавлять. ПРи этом функция, подавленная в бессознательное, остается не только не контролируемой, но и неразвитой, иногда принимая гротескные формы. и, что следует из вышесказанного, если сознательная установка экстравертна, то подавленные чувства интровертны. Чувствующего экстраверта в бессознательно поджидает интеллектуальный интроверт и наоборот.
и вот именно тут заключается основная сложность в диагностике типов, так как наблюдатель может видеть как проявления сознательной установки, так и противоположного ей бессознательного. Поэтому надо анализировать, какие явления связаны с сознательным выбором, а какие нет + отслеживать, какие адаптивны, а какие носят архаический характер.
Реально противоположение между бессознательным и сознанием не выходит в прямой конфликт до тех пор, пока сознательная установка не слишком односторонняя. иначе бессознательное будет стремиться проявиться F неврозы
Сознательная установка всегда является мировоззрением, поэтому столь важно изучение типов. Противоположение между типами – это не только конфликт между людьми, но и конфликт внутри человека, понимание его – ключ к лечению страданий и неврозов.
Т. О., Юнг выделяет 8 осн типов, но говорит, что можно разделять и дальше (мышление – интуитивное, логическое и спекулятивное, в интуиции – эмоциональный, интеллектуальный и сенсорный аспекты и т.д.).
Цель работы Юнга: не классификация людей на категории, но обеспечение критической психологии возможностью осуществлять методическое исследование и представление эмпирического материала. Типология, по мнению Юнга, критический инструмент исследователя, ТО, что есть – это каркас для дальнейшего исследования многообразия личности. Помощник в понимании широкого разнообразия индивидов и ключ к фундаментальным различиям в психологических теориях. Существенное средство для определения “личностного уравнения” практического психолога, для избежания серьезных ошибок в работе с пациентами.
Современные формы типологии (Майерс-бриггс, Кейрси-Бейтс)
Типология Майерс-Бриггс — направление развития типологии Юнга, основанное на серии тестов, известных как Myers-Briggs Type Indicator (MBTI), широко распространенное в США. Типология Майерс-Бриггс разрабатывалась К. Бриггс и ее дочерью и. Майерс Бриггс на основе работы «Психологические типы» Юнга.
Типология основывается на делении всех людей без исключения на 4 дихотомических признака:
экстраверсия – интроверсия
мыслящий – чувствующий
сенсорный – интуитивный
добавили:
воспринимающий – решающий (иногда переводят как суждение или оценивающий).
Т.о. 16 типов.
MBTI в настоящее время популярен в США (известен также созданный на его основе более краткий тест Кейрси). Тест появился с целью изучения межличностных различий школьников. Назначение типологии и тестов — помочь человеку в определении его индивидуальных предпочтений. “Второе рождение” теста состоялось уже после её смерти, в 1984 г., когда профессор психологии Дэйвид Уэст Кейрси опубликовал свою книгу, где использовал типологию и.Майерс и основанный на ней собственный тест из 72 вопросов. К настоящему времени тест Майерс-Бриггс широко известен в США, постепенно распространяется в Европе.
Типологию Майерс-Бриггс много критиковали за недостаточную обоснованность данных и спорные методы оценки, ссылаясь, в частности, на Эффект Барнума. Проведенные исследования с интервалом в один год показали ретестовую надежность 36%, хотя ретестовая надежность по отдельным дихотомиям была достаточно велика.
В России используется версия опросника Майерс-Бриггс, адаптированная Ю. Б. Гиппенрейтер.
Дифференциально-диагностический опросник Кейрси
Эта методика оценки типов темперамента предложена Д. Кейрси.
Опросник Кейрси – методика оценки темперамента, созданная на основе работ К.Г.Юнга и и.Майерс-Бриггс. Опросник содержит четыре шкалы, позволяющие выделить из общей популяции экстравертов (Е), интровертов (I); “здравомыслящих” (S) в противоположность “интуитивам” (N); лиц, предпочитающих опираться в своих суждениях на логику (Т) или на морально-этические категории (F); и, наконец, импульсивных (Р) или перспективно планирующих собственные действия людей (J).
Профессиональный психолог окажет вам своевременную и первоклассную психологическую помощь
Другие страницы рубрики
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.