Факторные теории личности стали развиваться после распространения факторного анализа как инструмента количеств, измерений и классификации признаков. В психол. исследованиях Ф. т. т. были ориентированы на эмпирические исследования индивид. различий личности. Л. Тэрстоун ввел в психологию многофакторный анализ, позволивший оперировать групповыми факторами. Наиболее популярные Ф. т. т. разработаны Кэттеллом, Айзенком и Дж. П. Гилфордом.
Теория Р.Б.Кэттелла
исходит из “теории черт” Олпорта. Кеттел пытался получить исчерпывающую информацию о поведении, которая даст возможность ответить на вопрос, выделение каких конкретных периферических характеристик является наиболее плодотворным. ПРи этом была задача конструирования валидных личностных тестов. Личность кеттелл описывал как совокупность черт, позволяющую предсказать действия человека в данной ситуации (и внутреннее, и внешнее поведение). В структуре личности он предполагал наличие поверхностных и исходных черт (поверхностные – открытые, внешние переменные, сопутствующие поведенческим актам; исходные – стабильные глубокие черты, обеспечивающие основу). Задачу видел в выделении именно исходных личностных черт. Конечным результатом такого солидного исследования явился “16факторный личностный Опросник», с вопросами, касающимися жизненных ситуаций, о которых респондент должен сказать, нравятся они ему либо нет. Двенадцать из 16-ти факторов, полученных при факторном анализе ответов многих людей на эти пункты, оказались схожими с факторами, выявленными на предыдущем этапе работы, в то время как 4 фактора появились лишь в этом тесте и описывают мнение испытуемого о присущих ему тех или иных чертах.
НА основе теста строится профиль личности, имеющий описательный характер.
Теория Г.Ю.Айзенка .
Ядром теории Айзенка является разработанная им концепция того, что элементы личности располагаются иерархически. Айзенком была построена четырехуровневая иерархическая система организации поведения.
- Нижний уровень — специфические действия или мысли, индивидуальный способ поведения или мысли, которые могут быть, а могут и не быть характеристиками личности (рисование узоров в тетради во время лекции – может быть, а может и не быть характеристикой личности).
- Второй уровень — это привычные действия или мысли, то есть реакции, которые при определенных условиях повторяются. Привычные реакции выделяются посредством факторного анализа специфических реакций.
- Третий уровень – черта – «важное, относительно постоянное личное свойство». Черта формируется из нескольких взаимосвязанных привычных реакций. (привычка всегда выполнять задания не только по учебе, но и все остальные по жизни = черта настойчивость). Поведенческие характеристики уровня черт получаются с помощью факторного анализа привычных реакций, и черты «определяются в смысле наличия значительной корреляции между различными вариантами привычного поведения» (Большинство из факторов Кэттела принадлежат к третьему уровню (уровню черт) организации поведения, чем и объясняется тот факт, что Кэттел выделил намного больше личностных факторов, чем Айзенк.
- Четвертый, высший уровень организации поведения — это уровень типов или суперфакторов. Тип формируется из нескольких связанных между собой черт. Например, настойчивость может быть связана с чувством своей неполноценности, плохой эмоциональной приспособленностью, социальной робостью и еще несколькими чертами, которые все вместе образуют интровертный тип.
Привычные реакции — это специфические реакции, лишенные своего случайного компонента и образующие специфические факторы; черты — это система специфических реакций, без учета случайной и специфической дисперсии, тип — это система специфических реакций, исключающих случайные, специфические и групповые отклонения.
ТиПЫ
В ранних исследованиях Айзенк выделял только два общих типа или суперфактора: экстраверсию – тип (Е) и невротизм – тип (N). В дальнейшем он определил третий тип — психотизм (Р), хотя и не отрицал «возможность того, что впоследствии будут добавлены еще какие-то измерения». Айзенк рассматривал все три типа как части нормальной структуры личности. Все три типа биполярны, и если на одном конце фактора Е находится экстраверсия, то противоположный полюс занимает интроверсия. Точно так же фактор N включает в себя невротизм на одном полюсе и стабильность – на другом, а фактор Р содержит на одном полюсе психотизм, на другом — сильное «Супер-Я». Биполярность факторов Айзенка не подразумевает принадлежность большинства людей к одному или другому полюсу. Распределение характеристик, относящихся к каждому типу, скорее бимодальное, чем унимодальное. Например, распределение экстраверсии очень близко к нормальному, подобно распределениям уровня интеллекта и роста. Большинство людей оказываются в центре холмообразного распределения; таким образом, Айзенк не считал, что людей можно разделить на несколько взаимоисключающих категорий.
Айзенк выделили эти черты с помощью факторного анализа, но сам признавал, что психометрического обоснования недостаточно. ОН установил четыре критерия для идентификации факторов:
1. психометрический – должно быть получено психометрическое подтверждение существования фактора. Естественное следствие из этого критерия — фактор должен быть статистически достоверным и проверяемым. Другие исследователи, принадлежащие к независимым лабораториям, также должны быть способны получить этот фактор.
2. генетический – фактор должен обладать свойством наследования и удовлетворять установленной генетической модели. Этот критерий исключает из рассмотрения выученные характеристики, такие как, например, умение подражать голосам известных людей или политические и религиозные убеждения.
3. смысловой – фактор должен иметь смысл с точки зрения теории.
4. социальный – социальная уместность фактора, то есть нужно показать, что математически выведенный фактор имеет отношение (не обязательно строго причинное) к социальным явлениям, например таким, как злоупотребление наркотиками, склонность попадать в неприятные ситуации, выдающиеся достижения в спорте, психотическое поведение, преступность и т. д.
Айзенк утверждал, что каждый из выделенных им типов отвечает этим четырем критериям идентификации личностных характеристик.
( Зависимость от наследлственности (а по айзенку примерно три четверти вариации каждого из трех суперфакторов объясняется наследственностью и только около одной четверти — условиями окружающей среды) доказывается следующим образом: распространенность по всему миру, стабильность сочетания факторов в течение жизни человека, близнецовый метод).
Айзенк разработал четыре личностных опросника, предназначенных для измерения суперфакторов. Первый из них, Личностный опросник Модели, или MPI, позволял оценить только Е и N и давал некоторое ненулевое значение корреляции между этими двумя факторами. По этой причине Айзенк разработал другой инструмент, Личностный опросник Айзенка или EPI. Опросник EPI содержит отдельную шкалу лжи (L), чтобы исключить намеренный обман, но гораздо более важно, что факторы нейротизма и экстраверсии, полученные из этого опросника, получаются независимыми, с корреляцией, близкой к нулю.
EPI был все еще двухфакторным опросником, поэтому впоследствии Айзенки (1975) опубликовали свой третий личностный тест, а именно, новый Личностный опросник Айзенка (IPQ), который представлял собой переработанный опросник EPI и включал шкалу пси-хотизма (Р). Последующая критика, относящаяся к шкале (Р), привела к появлению еще одной редакции опросника под названием Пересмотренный личностный опросник Айзенка (Eysenck Personality Questionnaire-Revised).
- Экстраверсия / интроверсия
Первый тип (суперфактор), выделенный Айзенком, носит название экстраверсия/интроверсия.. Концепция экстравертности/ интровертности Айзенка ближе к общепринятой, чем концепция юнга. Экстравертный тип характеризуется, в первую очередь, общительностью и импульсивностью, но также легкостью, оживленностью, остроумием, оптимизмом и другими чертами людей, которые получают удовольствие от общения с другими.
интроверты характеризуются чертами, противоположными тем, которые можно найти у экстравертов. их можно описать как людей тихих, пассивных, необщительных, скрытных, задумчивых, пессимистичных, миролюбивых, здравомыслящих и хорошо контролирующих свое поведение. Однако, согласно Айзенку, принципиальные различия между экстраверсией и интроверсией не поведенческие, а скорее биологические или генетические по природе.
Айзенк считает, что главная причина различий между экстравертами и интровертами — уровень возбужденности коры головного мозга, психологический фактор, являющийся в основном наследственным, а не выученным. Поскольку этот уровень у экстравертов ниже, чем у интровертов, их сенсорный порог выше, и поэтому они менее чувствительны к сенсорным стимуляциям. Для интровертов, наоборот, характерен более высокий уровень возбужденности коры головного мозга и, следовательно, более низкий сенсорный порог, они сильнее реагируют на сенсорные стимуляции.
- Нейротизм / Стабильность
имеет сильную наследственную составляющую. Айзенк привел примеры нескольких научных исследований, в которых есть доказательства генетического происхождения таких невротических черт, как тревожность, истерия и вынужденные действия. К тому же он обнаружил, что относительно склонности к антисоциальным и асоциальным вариантам поведения, таким как подростковые преступления, детские поведенческие нарушения, алкоголизм и гомосексуализм, однояйцевые близнецы гораздо меньше различаются между собой, чем разнояйцевые близнецы.
Люди с высоким показателем невротизма часто имеют склонность слишком сильно эмоционально реагировать на возбуждение и с трудом возвращаются в нормальное состояние.
Корреляция между факторами нейротизма и экстраверсии равна нулю, то есть можно иметь одинаково высокие показатели по обоим
- Психотизм / Суперэго
Люди с высокими показателями по шкале Р часто эгоцентричны, холодны, любят спорить, агрессивны, импульсивны, враждебно настроены к окружающим, подозрительны и антисоциальны. Те, кто показывает низкий уровень психотизма (более сильное «Супер-Я»), склонны сопереживать, заботиться о других, сотрудничать и хорошо социально приспособлены.
Люди с высокими показателями по шкале Р генетически более уязвимы, чем те, кто имеет относительно низкие показатели. То есть человек с высоким уровнем психотизма не обязательно страдает от психозов, но ему свойственна высокая «предрасположенность к появлению психотических нарушений под влиянием стресса». При отсутствии значительных стрессов люди с высоким уровнем психотизма могут вести себя вполне нормально, но сильный стресс, в сочетании с их повышенной уязвимостью, может привести к психотическому срыву.
Теория Дж.П.Гилфорда .
Факторно-аналитические исследования черт личности являются, по мнению гилфорда, единственно адекватными для измерения индивидуальных различий, в т.ч. в области интеллекта и креативности.
Гилфорд рассматривает личность как иерархическую структуру черт от
- широких типов на вершине через
- первичные черты к гексам (специфическим диспозициям, подобным навыкам) и к
- специфическим действиям на нижнем уровне.
В структуре личности выделяет три сферы: способностей, темперамента и гормическую сферу (обеспечение активности). Каждый фактор Гилфорд рассматривает как более общую функцию, проявляющуюся в поведении. Напр., параметр темперамента “позитивный-негативный” в поведении выступает как фактор “уверенности против неполноценности”, а в области эмоций – как фактор “бодрость против робости”. В области способностей Гилфорд создал факторную модель “структуры интеллекта”.
Пользуясь своим факторно-аналитическим методом, Гилфорд при измерении экстраверсии-интроверсии выделил несколько различных личностных факторов, что послужило основанием для разработки опросника “Обозрение темперамента по Гилфорду и Циммерману”. Выделенные опросником Гилфорда факторы являются независимыми.
Но во всех трех теориях фактически нет перехода от структуры факторов к структуре личности. Что у Кеттела (непонятно, почему описываемые словами факторами – это все личностные черты, почему они должны описывать поведение и т.д.), что у Айзенка с Гилфордом.
Если рассматривать каждый характер как носитель определенного типа к которому полностью сводится его своеобразие, то приведет к отказу от рассмотрения живого человека со всеми его конкретными чертами и формами деятельности и к ограничению лишь конструированием типологии. Приняв же точку зрения важности только индивидуального в характере, мы таким образом становимся перед фактом бесконечного разнообразия совершенно различных характеров, в которых не отражаются общие черты.
Занимаясь психологией человеческого характера, необходимо различать:
а) типичность отдельных черт и проявлений для данного человека;
б) типичность черт и проявлений для группы людей.
Наиболее характеризует конкретного человека именно типичное в его чертах и проявлениях. К этому относится то в индивидуальности, что является более устойчивым, определенным, постоянным. С этой точки зрения, например, характерны привычки. Наоборот, неожиданное в поведении человека часто является нетипичным и потому нехарактерным. Типичность означает также показательность, яркую выраженность характера в целом или в его существенных особенностях. Типичность черт и проявлений характера не означает его простоты и схематичности. Характер может быть очень сложным и противоречивым, причем сложность и противоречия проявляются в конкретных поступках. Так как характер человека изменяются, то соответственно может изменяться и типичность его отдельных черт и проявлений. Подобные изменения зависят от жизненных условий, и прежде всего от условий воспитания. Таким образом, типично для человека в его деятельности и сознании то, что является наиболее показательным для него, и при этом имеет устойчивость, цельность и определенность. Но при этом, необходимо заметить, что это типичное не является неподвижным, статическим, а как и все в природе, подвергается изменениям. В характере каждого человека в известной мере отражаются типические национальные черты. Несомненно, что в зависимости от общественной жизни, культуры, языка у каждого народа складываются национальные особенности. В какой-то мере на характере нации отражается и географическая среда; например, не без основания говорят о южанах как о людях более подвижных и впечатлительных, чем северяне. Но было бы неправильно приписывать нации какие-либо неизменные черты характера. С изменением условий жизни нации меняется и ее характер. Также весьма значительны типические классовые черты. Каждый возрастной период в развитии человека также отличается особыми чертами. Но какое бы ни взять типическое, оно отличается особенностями общими для всех групп:
1. Наличие в индивидуальном некоторых общих черт, что именно и определяет типичность;
2. Типическое не только всегда находит индивидуальное выражение, но существует лишь в индивидуальном, вне которого оно было бы пустой схемой.
3. Типическое – это характерное для группы;
4. Типическое представляет собой некоторое единство, некоторую цельность
5. Типическое пластично, изменчиво, нередко противоречиво.
С научной точки зрения первая попытка типологии была предпринята создателем френологии Галлем в XIX в. именно это время считается начало возникновения науки о характерах. В начале XX века перед психологами занимающимися изучением характера возникает цель систематического изучения индивидуальных характеров и составления их классификации.
В.Штерн: совершенно отрицает возможность составления классификации характеров при современном состоянии знаний. В дальнейшем проблемой изучения характера занимались многие психологи: А.Ф. Лазурский, Н.Д. Левитов, Б.Г. Ананьев, Рубинштейн, А.Е. Личко, П.Б. Ганнушкин и многие др, а также З. Фрейд, А. Кординер, Д. Хонигман, Э. Фромм, К. Юнг, Э. Кречмер, У. Шелдон и др.
Все они имели свой подход. Постепенно возникают 2 направления в изучении характеров. К первому относятся так называемые социальные характеры, ко второму же индивидуальные. Впервые, в истории психологии, понятие “социального характера” до Э. Фромма была сформулирована А.Ф. Лазурским. “идеальной классификацией должна считаться такая, которая в каждом из своих типов давала бы не только субъективные особенности данного человека, но также его мировоззрение и социальную физиологию, поскольку, конечно, они стоят в связи с его характером: другими словами, классификация личности должна быть не только психологической, но и психосоциальной в широком смысле этого слова”. Основоположником же данного направления можно считать Э.Фромма: “изучая реакции какой-либо социальной группы, мы имеем дело со структурой личности членов этой группы, т. е. Отдельных людей; однако при этом нас интересуют не те индивидуальные особенности, которые отличают этих людей друг от друга, а те общие особенности личности, которые характеризуют большинство членов данной группы. Эту совокупность черт характера, общую для большинства, можно назвать социальным характером: В социальный характер входит лишь та совокупность черт характера, которая присутствует у большинства членов данной социальной группы и возникла в результате общих для них переживаний и общего образа жизни”. Но это определение дает лишь общую формулировку социального характера и не дает его функцию. Функция социального характера, по Э. Фромму: если характер индивида более или менее совпадает с социальным характером, то доминантные стремления индивида побуждают его делать именно то, что необходимо и желательно в специфических социальных условиях его культуры”. После Фромма можно выделить американского психолога Э. Шострома и российского психолога Б.С. Братуся, которые также занимались проблемой социального характера и создали свои типологические модели социальных характеров. Если в социальный характер входит лишь совокупность черт характера, которые, которые присутствуют у большинства членов данной социальной группы, то типологию индивидуальных характеров отражает психологическую ситуацию, когда внутри одной и той же культуры одна личность отличается от другой.
Обмен ссылками: психологические тесты онлайн
Другие страницы рубрики
- Гомеостатические теории личности
- Влияние на личность оценок «других», социума, культурных традиций,
- Движущие силы и условия развития личности. Периодизация развития личности.
- Общие представления о личности в гуманистической психологии.
- Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе
- Общие представления о личности в когнитивной психологии.
- Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.
- Объем понятия личность
- Отечественная психология. Развитие предствлений о личности.
- Полная теория личности состоит из шести компонентов.
- Развитие личности
- Теория интеграциональной индивидуальности (B.C.Мерлин)
- Типологический подход
- Факторные теории типов (Айзенк, Кеттел, Гиллфорд)
- Характеристики личности