Отечественная психология. Развитие предствлений о личности.

Культурно-историческая теория (Л.С.Выготский).

20-30-е гг. XX в. – разработка концепции Выготским и его школой (Леонтьев, Лурия и др.)

Личность – понятие социальное, в нем представлено надприродное, историческое в человеке; оно не охватывает все признаки индивидуальности, но ставит знак равенства между личностью ребенка и его культурным развитием. Личность “не врожденна, но возникает в результате культурного развития” и “в этом смысле коррелятом личности будет отношение примитивных и высших реакций”. Развиваясь, человек осваивает собственной поведение. Однако необходимой предпосылкой этого процесса является образование личности, ибо “развитие той или иной функции всегда производно от развития личности в целом и обусловлено им”

Стадии развития личности:

литическое накопление новых потенций, разрушение одной социальной ситуации развития и возникновение другой

критические периоды – бурное формирование психологических новообразований. Кризисы характеризуются единством негативной (деструктивной) и позитивной (конструктивной) сторон и играют роль ступеней в поступательном движении по пути дальнейшего развития ребенка. Видимое поведенческое неблагополучие ребенка в критическом возрастном периоде не закономерность, а скорее свидетельство неблагоприятного течения кризиса, отсутствия изменений в негибкой педагогической системе, которая не поспевает за быстрым изменением личность ребенка

Возникшие в тот или иной период новообразования качественно меняют психологическое функционирование личности. У новорожденного нет «Я» и нет личности. Решающим моментом в развитии личности ребенка является осознание своего «Я» (имя, и только потом личное местоимение). Понятие о «Я» у ребенка развивается из понятия о других. Т.о. понятие о личности – социально отраженное. Только в школьном возрасте впервые появляется устойчивая форма личности благодаря формированию внутренней речи. Появление рефлексии у подростка совершенно перестраивает его психическую деятельность. Это новообразование является третьим уровнем самоорганизации. Третичные функции, составляющие основу самосознания, – перенесенные в личность психологические отношения, некогда бывшие отношениями между людьми

? появление теории Выготского символизировало новый виток развития психологии личности, обретшей реальную опору в обосновании своего социального происхождения, доказательстве существования первичных аффективно-смысловых образований человеческого сознания до и вне каждого развивающегося индивида в идеальной и материальной формах культуры, в которую приходит человек после рождения

У Выготского четкого определения Личности нет, Выготский и не строил теорию Личности, он изучал развитие ВПФ, его теория – культурно-историческая теория развития психики. В этой теории большое значение им знак, является посредствующим звеном, психологическим орудием, используя которое, человек овладевает своими ПФ (преобразует их), которые даны ему природой. и тогда они превращаются в ВПФ, и это называется интериоризация психологического средства, или знака. Поэтому личность как немыслимая без развитых ВПФ – это вхождение Личности в культуру, приобщение к ней, овладевание своей психикой через развитие ВПФ (например, мнемотехнические средства, т.е. память, внимание, волевые действия и мышление чел-ка – это уже культурные ф-ции, кот не могут развиться вне общества). Т.о. по Выготскому понятие Личности социо – культурное, историческое.

PSY marketing: все о работе и профессии
психолога. Помощь начинающим психологам.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв