Развитие личности

I. Личность в общественной истории. Условнo выделим 2 типа обществ:

1)Традиционное общество (средневековая община, ремесленный цех; первобытные общества (Дюркгейм)). При всем многообразии наших проблем все они сводятся к двум – выбор профессии и создание собственной семьи. В  традиционном обществе у человека нет выбора, права решать эти проблемы. Решение принимается в соответствии с социально-культурными нормами. Человек становится личностью, когда входит в социальное целое Нет разницы между Я и Мы. Это целое всегда противопоставляет себя кому-то. Личность есть в определенном социальном сословии – шаманы, священники, учителя – они сохраняют культуру. Личность – это социально-политический институт, особый слой хранителей культуры. Отдельный человек не является личностью в принципе. У него неполная самостоятельность, а ответственность совместная. Соотношение общественных правил и культурных норм: социальное = культурное. Самостоятельность человека всегда подкреплена помощью воспитателя. Личностный поступок разделен между 2 людьми. Личность – взаимодействие между людьми. За результат личностного поступка отвечает воспитатель, он разделяет ответственность. В первом рождении – личность внутри социального индивида. Вывод: культурные нормы и социальные правила совпадают, социокультурная регуляция поведения. Личность внутри социального индивида.

2)Современное общество. У человека возникает возможность собственного выбора, смены социальных позиций, самостоятельного осуществления 2 главных выборов (“мещанин во дворянстве”). Даниэль Дефо, «Робинзон Крузо» – учебник по второму рождению личности. Первое – выскакивает из своей семьи. Он открывает на собственном примере правило «Не убий». То, что туземцам, здесь, на этом острове можно (социальные нормы племени), ему – нельзя (культурные нормы – нельзя убивать себе подобного). Социальные правила относительны, универсальные правила (культурные) – абсолютны. За их сохранение отвечает каждый человек. Опора на собственные возможности и способности – человек самостоятелен. Личность выходит за пределы социального индивида.

II. Личность в онтогенезе. Развитие личности в онтогенезе состоит из двух этапов:

1.            Развитие потребностно–мотивационной сферы (первое рождение, в поступке) – Первое рождение личности: кризис 3 лет. Кризис – смена побуждений, мотивов. Личность начинается с определенного поступка в неопределенной ситуации (феномен “горькой конфеты”). «Я сам», ребенок готов к сотрудничеству со взрослыми. На столе лежит предмет, а стул, на котором сидит ребенок – далеко от стола. Нужно достать предмет не вставая со стула. Какова ситуация мотивационного выбора? Один объект привлекателен (материальная награда), но социокультурный запрет – не вставать со стула. Пока взрослый в комнате, ребенок сидит – социокультурный запрет соблюдается, ответственность совместная. Взрослый уходит Социальный индивид может лгать, это игра. Ребенок не должен лгать взрослому, если это личность. Феномен – уникальное явление. Ребенок ест и плачет. “Конфета оказалась горькой по личностному смыслу” (Леонтьев). Не был соблюден социокультурный запрет – нарушена договоренность со взрослым. Перед поступком мотивы были рядоположены, после него – один победил, а другой стал соподчиненным Результат первого рождения личности – иерархия мотивов. Существует ведущий мотив (для детей – в присутствии взрослых). Дети могут не осознавать ведущие мотивы своих поступков, решения они принимают вместе со взрослыми Функции  мотива – побуждать к действию и образовывать смыслы (конфета горькая по личностному смыслу). Эти функции мотив будет выполнять даже тогда, когда неосознаваем. Ребенок существует как личность только вместе с взрослым, внутри социального индивида.

2.            Развитие самосознания (второе рождение, в поступке осознанном).Второе рождение личности: подростковый возраст 10 – 14 лет. Происходит осознание своих мотивов. У человека появляется возможность действовать самостоятельно. Когда мотивы осознаются, то возможно изменение их структуры, преобразование ядра личности. На этом этапе человек непременно сам участвует в формировании себя, осознанно и целеустремленно устанавливает свою иерархию мотивов. Но эта работа не ограничивается работой сознания, а подкрепляется конкретными поступками.

Чем является природа (1), общество (2), культура (3) для развития личности?

1)            природные черты – органические предпосылки развития личности (способности, темперамент и т. п.). исходные данные для дальнейшего преобразования. Эти черты приобретают значение, когда человек входит в общество. Природные черты – материал для постановки личностных проблем.

2)            Общество – необходимое условие развития личности. Необходимо для 1-го рождения и недостаточно для 2-го. Это условия для постановки проблем.

3)            Культура, культурные нормы – а) культурный опыт – универсальные правила или принципы решения личностных проблем; б) культурный предмет – средство преобразования природы (ложка); в) культурная норма – защита преобразованной природы.

Журнал “Женское здоровье” – полезная информация от лучших специалистов


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв