Подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности – взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Напр., интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе
Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему:
для нейродинамического уровня – показатели силы и динамичности нервных процессов
для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность
для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения
Во всякой характеристике любого иерархического уровня есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку ? основная проблема психологии личности – определение соотношения социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт
Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности
Две группы психических особенностей в индивидуальном:
свойства индивидуума – свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов
Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенной его типа. индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия)
устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.); индивидуальные черты характера (инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов) и такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов
индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств, а разные стороны одного и того же. Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.
Неразложимым компонентом личности являются свойства. «Каждое свойство личности одновременно является выражением направленности и характера, и способностей, оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков». Т.о., структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структурные образования личности – “симптомокомплекс”.
Признаки свойств личности:
отношения личности стойкие, привычные, хорошо укоренившиеся
активное взаимодействие личности с окружающей действительностью.
в чертах характера проявляется направленность личности.
Другие страницы рубрики
- Гомеостатические теории личности
- Влияние на личность оценок «других», социума, культурных традиций,
- Движущие силы и условия развития личности. Периодизация развития личности.
- Общие представления о личности в гуманистической психологии.
- Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе
- Общие представления о личности в когнитивной психологии.
- Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.
- Объем понятия личность
- Отечественная психология. Развитие предствлений о личности.
- Полная теория личности состоит из шести компонентов.
- Развитие личности
- Теория интеграциональной индивидуальности (B.C.Мерлин)
- Типологический подход
- Факторные теории типов (Айзенк, Кеттел, Гиллфорд)
- Характеристики личности