Теория интеграциональной индивидуальности (B.C.Мерлин)

               Подход к пониманию человека как интегральной индивидуальности – взаимосвязи ряда свойств, относящихся к нескольким иерархическим уровням, подчиненным различным закономерностям. Напр., интегральным является изучение связи свойств нервной системы и свойств темперамента или связи свойств личности и взаимоотношений в социальной группе

Свойства каждого иерархического уровня являются его образцами, отражают своеобразие связи между уровнями и образуют закономерную систему:

для нейродинамического уровня – показатели силы и динамичности нервных процессов

для психодинамического – экстраверсия и эмоциональность

для социально-психологического – ценностные ориентации и межличностные отношения

Во всякой характеристике любого иерархического уровня есть нечто типичное, общее для определенной группы людей, и нечто индивидуально-своеобразное, неповторимое, присущее только одному человеку  ? основная проблема психологии личности – определение соотношения социально-типичных и индивидуально-своеобразных черт

Социально-типичное – это обобщенное отношение к определенным сторонам действительности (к людям, коллективу, труду, к самому себе, культуре и др.), отражающее направленность личности

Две группы психических особенностей в индивидуальном:

свойства индивидуума – свойства темперамента и индивидуальные качественные особенности психических процессов

Свойства темперамента – это психические свойства, обусловленные общим типом нервной системы и определяющие динамику психической деятельности при самом различном ее содержании. индивидуальна в каждом свойстве темперамента лишь количественная его сторона – степень выраженности, определяемая соответствующими поведенческими количественными показателями. Качественная же сторона каждого свойства темперамента характерна для определенной его типа. индивид, качественные особенности психических процессов определяют продуктивность психической деятельности (напр., острота и точность восприятия)

устойчивые и постоянные мотивы действий в определенных ситуациях (напр., мотив самолюбия, честолюбия, интерес к музыке и др.); индивидуальные черты характера (инициативность или пассивность, общительность или замкнутость в установлении социальных контактов) и такие свойства восприятия, памяти, мышления и т. п., от которых зависит продуктивность деятельности. Они определяются качественными особенностями психических процессов

индивидуальное и социально-типичное – это не разные группы свойств, а разные стороны одного и того же. Все индивидуальное в личности, возникая на почве психических свойств индивидуума, формируется в зависимости от ее определенных социально-типичных отношений.

Неразложимым компонентом личности являются свойства. «Каждое свойство личности одновременно является выражением направленности и характера, и способностей, оно формируется в деятельности и вместе с тем в той или иной степени зависит от наследственных задатков». Т.о., структура личности представляется как взаимная связь и организация свойств личности. Структурные образования личности – “симптомокомплекс”.

Признаки свойств личности:

отношения личности стойкие, привычные, хорошо укоренившиеся

активное взаимодействие личности с окружающей действительностью.

в чертах характера проявляется направленность личности.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв