Гомеостатические теории личности: ориентация на согласие: (приспособление, поддержание баланса)
Основной мотивационной доминантой жизни личности как в концепции А. Бандуры, так и в концепции Дж. Келли является стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность конфликта с ним.
* Дж. Келли (1905—1966) предполагал, что человек пытается предсказывать и контролировать те события, которые происходят в его жизни, за счет создания все более адекватной психической модели внешнего мира, и таким образом адаптируется к нему.
Единицами объяснения мира и одновременно структурными элементами личности являются конструкты — абстракции, сделанные человеком на основе личного опыта.
Конструкт по определению включает в себя два полюса и представляет собой категории мышления.
Личность в концепции Келли характеризуется и содержанием, и структурой конструктов.
Тревога — это «осознание того, что события, с которыми человек столкнулся, находятся за пределами возможностей применения его конструктной системы»
Центральная роль (центральная структура) представляет собой конструкт, выражающий основополагающий взгляд человека на жизнь. Обычно центральная роль формируется в раннем детстве на доречевом уровне.
Социально-когнитивная теория А. Бандуры (род. 1925) предполагает в качестве мотивацион-ного ядра личности стремление максимально приспособиться к требованиям социального мира и минимизировать вероятность моделей поведения.
Ядро личности в понимании Бандуры имеет когнитивный характер. Основную роль в нем играют процессы восприятия, оценки и саморегуляции поведения.
Важным для теории Бандуры является предположение о том, что разрядка напряжения доставляет личности настолько интенсивное удовольствие, что при определенных условиях личность стремится к временному нарастанию напряжения.
Принцип реципрокного (взаимного) детерминизма – процесс выборочной активации и отключения внутреннего контроля, отражающих уровень самоэффективности личности.
Бытие человека в мире определяется действием трех переменных:
окружающей среды (О),
поведения (П) и
личностных особенностей (Л).
Важнейшей личностной характеристикой А. Бандура считает «самоэффективность».
Понятие самоэффективности близко понятиям локуса контроля и самооценки. По концепции А. Бандуры, самоэффектив-ноетъ — это главная детерминанта выбора человеком той или иной деятельности.
* Джемс:
3 части личности: составные эл-ты, чувства и эмоции, вызываемые ими (самооценка), поступки, вызываемые ими (забота о себе, самосохранение).
1. Физическая личность – тело, одежда, домашний очаг, произведения труда.
Социальная – представление о человеке других (честь); разные стороны человека (как человек, как гос лицо).
Духовная – объединение духовных способностей и свойств.
Ядро личности – активность.
2. Самооценка – успех\неуспех.
3. Забота о себе и самосохранение (о физической – инстинкт; о социальной – любовь, дружба, внимание; о духовной – стремление к духовному прогрессу).
Самоуважение – успех \ притязание.
иерархия личностей: физ – соц – духовная.
* Асмолов:
В историко-эволюционном подходе Асмолова (он является непосредственном учеником Леонтьева, но рассматривает себя развивающим идеи культурно-исторического подхода). На культурно-истор подход оказал влияния и системный подход как общенаучная методология. А вот деятельностный подход, иногда определяют как системно-деят подход (используется и принцип системности, и принц деят-ти, а также рассматривает Личность в историч-эволюц аспекте, выступ уже как конкретно-науч методология. Т. О. Асмолов ассимилировал идеи подходов Выготского, систем подхода и историко-эволюционного представления (Личность рассматривается как постоянно эволюционное образование в зависимости от эволюционирующего общества.
Личность всегда рассматривается в 3 измерениях:
В контексте исторического времени (Личность в средний век и современный – разные, по причине разного соц-истор образа жизни, он рассматривал как источник развития жизни);
в социо-культурном пространстве
зачем знать жизненный путь чел-ка? Эмпатии недостаточно, кстати, о ней говорил Роджерс, а до него – Дильтей в «Описательной психологии», метод которой – вчувствование в объект;
тут надо вспомнить номотетический подход (выявляются наиболее общие закономерности, домин в естест науках, сциентистский подход, факторные концепции Личности) и идиографический (анализ отдельного случая, описательная психология, гуманистически ориентированные теории) подходы;
в индивидуальном жизненном пути.
Холл – теория рекапитуляции. Согласно С.Холлу подобно тому как эмбриогенез в сжатом виде воспроизводит филогенез, онтогенез в сжатом виде воспроизводит филогненез, онтогенез в сжатом виде проходит основные исторические этапы социогенеза. Так ребенок в индивидуальном развитии воспроизводит все фазы развития общества (животная фаза, фаза охоты и рыболовства, конец дикости и начало цивилизации), как эмбрион проходит основные жтапы филогенеза.
Человек – знаковое сущ-во, культура – текст. искусственный мир – мир языка.
Гомеостатическая модель развития психики – стремление организма к равновесию (Фрейд, Пиаже). Понимание адаптации: преформизм (среда не влияет, актуализация – адаптация); эволюционистиский подход: адаптация – влияние сред (ламаркизм); внутр мутации и отбор; внеш и внутр факторы – 2-х факторная детерминация познавательного развития ребенка Пиаже.
Ананьев: индивидуальность – индивид + личность + субъект деят-ти.
Человек рождается беспомощным (закон развития общества). Мы – самость – сущ-е одной личности у 2 близнецов.
Личность – в системе общественных отношений (совместная деят-ть – соц-историч система координат), но личность сама выбирает деят-ть – развитие.
Вопрос о детерминации человека животным неверен.
индивид – база личности. Сначала соц-исторический образ жизни – источник развития, а потом – результат.
Свойства индивида определяю формально-динамический аспект поведения личности, оказывают влияние на становление личности при включении в деят-ть.
Мотивация развития индивидуальности:
Наличие движ сил развития личности: стремление к равновесию (Адлер, Фестингер), к напряжению (Маслоу). Есть первоисточник развития личности; отсутствие общественно-исторических обусловленности; субъект подчинен цели, т.е. он – адаптивное сущ-во.
Советская психология: борьба противоположностей; источник развития – процесс движения деят-ти (Леонтьев, Рубинштейн).
Леонтьев: («человек-деятель»)
Личность развивается в процессе освоения ведущей деят-ти. Личность – узел деятельностей. Личность – система мотивов. Внеш причины действуют через внутр условия.
Представление о личности – представление о мотивационной сфере.
А. Н. Леонтьев: есть 3 направления развития личности и измерения ее структуры:
1) широта связей человека с общественным миром (число потенциальных мотивов деятельности). Набор. Например, когнитивная сложность.
2) степень иерархизации мотивов (соподчинение мотивов), упорядоченный набор.
3) индивидуальный профиль мотивационной сферы. изучение с помощью временных срезов (у Ж.Пиаже: качественно разные стадии развития).
Эти параметры и определяют развитие личности. Увеличение числа мотивов не является развитием личности по Леонтьеву! Развитие происходит только в плане предметных связей, социальных отношений.
1-е рождение. Феномен горькой конфеты. Соподчинение мотивов.
2-е рождение. Самосознание. Мотивация бессознательна, нужен специальный анализ. Мотивационная сфера может быть осознана. Рождение личности в узком смысле – осознание мотивационной сферы, которая сложилась стихийно. Осознание – необходимо, но не достаточно. Личность входит во внешний мир и себя изменяет. Развитие требует усилия, работы. Деятельность направлена на внешний мир, только тогда возможны изменения, нельзя просто так сесть и изменить внутренний мир.
Строение личности постоянно меняется (стадии Пиаже), каждая стадия развития личности – завершение какого-либо этапа, но на нем сохраняются определенные противоречия, которые станут источником последующего развития.
Точное понимание личности содержит противоречие. Ведь личность, возникает лишь при вхождении человека в общество, а теперь она отличается от социального индивида, выходит за его пределы. Данное противоречие разрешается в опоре на известную фразу Леонтьева: “Личность рождается дважды”. 1-е рождение происходит внутри социального индивида. При рождении личность и социальный индивид совпадают, культурные нормы в данном случае тождественны социальным правилам. 2-й раз личность рождается вне социального индивида. Обретает черты: самостоятельность, ответственность, понимание культуры, и, если это необходимо, отделяет культурные нормы от конкретного общественного опыта.
Критерии сформировавшейся личности:
1. Существует иерархия мотивов, человек способен преодолевать непосредственные побуждения ради чего-то другого (первое рождение личности).
2. Существует способность к сознательному руководству своим поведением, наличие самосознания (второе рождение личности).
Небылицын:
Темперамент – характеристика индивида со стороны динамических особенностей его психической деятельности (темп, быстрота, ритм, интенсивность).
Компоненты темперамента:
1. Общая психическая активность индивида (интеллект, хар-р, комплекс отношений и мотивов).
2. Двигательный (моторный) компонент – актуализация внутренней динамики психических состояний (быстрота, сила, резкость, амплитуда).
3. Эмоциональность – особенности возникновения и протекания чувств, аффектов, настроений (впечатлительность, импульсивность, эмоц лабильность). Впечатлительность – способность найти почву для эмоц р-ии там, где ее нет для других. импульсивность – быстрота, с которой эмоция становится побудительной силой поступков и действий. Эмоц лабильность – скорость прекращения данного эмоц состояния, смена его другим.
PSYLINE.RU – Психотерапия. Врач-психотерапевт, консультация психолога (Москва), психологическая помощь. На сайте: клинические тесты, статьи, ответы на вопросы, перечень основных невротических расстройств, интерактивный тренинг преодоления социофобии (неуверенности в общении), запись на приём.
Другие страницы рубрики
- Гомеостатические теории личности
- Влияние на личность оценок «других», социума, культурных традиций,
- Движущие силы и условия развития личности. Периодизация развития личности.
- Общие представления о личности в гуманистической психологии.
- Общие представления о личности в классическом и современном психоанализе
- Общие представления о личности в когнитивной психологии.
- Общие представления о личности в экзистенциальной психологии.
- Объем понятия личность
- Отечественная психология. Развитие предствлений о личности.
- Полная теория личности состоит из шести компонентов.
- Развитие личности
- Теория интеграциональной индивидуальности (B.C.Мерлин)
- Типологический подход
- Факторные теории типов (Айзенк, Кеттел, Гиллфорд)
- Характеристики личности