Анализ используемых в телесно-ориентированной психотерапии и психотехнике методов показывает, что основные причины, заставляющие психологов-практиков, психотерапевтов обращаться к данным методам, могут быть сведены в следующие основные группы:
1) телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности;
2) физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;
3) тело как своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем;
4) тело как канал и способ «аргументации» и воздействия на личность;
5) использование тела в целях самопознания, самовоспитания;
6) телесный опыт как средство формирования эзотерического сознания и эзотерической личности.
- Телесный опыт как необходимая составляющая человеческого существования, условие его полноты и цельности;
Телесный опыт в терминах опыта непосредственно-чувственного рассматривается рядом психологов-практиков как основа развития опыта субъективности, опыта, активно используемого человеком для достижения своих задач и целей. Этот опыт необходим для развития опыта ценностного и опыта рефлексии, для формирования опыта привычной активности, операционального опыта и опыта сотрудничества (А.К.Осницкий). Расширение непосредственно-чувственного опыта позволяет расширить и возможности опосредованного освоения действительности, расширить наши творческие возможности, возможности интуитивного, метафорического освоения окружающих нас обстоятельств. Кроме того, развитие непосредственно-чувственного опыта является одним из важнейших условий личностного развития и формирования субъективного отношения к своим возможностям и тем задачам, которые ставит перед нами окружение; позволяет расширить возможности нашего зрительного, слухового, тактильного, вестибулярного, кинестетического восприятия, увереннее ориентироваться в самых разнообразных условиях.
Телесный опыт является своеобразным залогом конвенциальной картины человеческого существования (Ж.Пиаже, Б.Г.Кравцов). Зыбкость внутренней картины мира, отсутствие внутренней конвенциональности по причине смещения акцента в воспитании и обучении на вербально-логические формы и способы приводят к неоправданно лишним тратам энергии (и психической, и телесной) и, в конечном счете, – к астенизации психики.
- Физическое здоровье человека как общий энергетический фон и предпосылка успешного решения личностных проблем;
Успешность решения жизненных проблем человеком напрямую зависит от его общего физического состояния и энергетического потенциала. Пониженный энергетический потенциал, слабость или болезнь негативно влияют на способность решения проблем и на поиск путей выхода из конфликтов. Физиология как бы заслоняет психологические проблемы. Человек физически ощущает свою неспособность их решать.
Физические упражнения, примы телесно-ориентированной психотехники, даже простейшие разминочные комплексы, упражнения в раскрытии суставов и связок повышают общий энергетический потенциал человека, создают предпосылки успешного решения личностных проблем. Высокой эффективностью обладают в этой связи традиционные психофизические упражнения, прямо аппелирующие к «энергетической структуре» человека – йога, тайцзицюань, цигун, тайцэн-цигун и др. (3, 4, 6, 20). Возможен и способ повышения энергетики организма с опорой на т.н. «мышечное мезансценирование», когда, составив себе «рецепт» энергичного человека (интенсивное двигательное поведение; захватывающие широкие движения; сильная, немного покачивающая походка; расправленные назад плечи; наполненная грудная клетка и др.), можно поднять энергетику, но на время, т.к. происходит физическое истощение организма. Эффективность применения данного «рецепта» также сильно зависит от способности к перевоплощению.
Связь физической сферы, культуры тела с культурой психической деятельности и личностным ростом прослеживается во многих философских системах Востока (исихазм, даосизм, йога). Так, в традиционном Китае широкое распространение получают системы, имевшие общее наименование «гунфу» (в отечественной литературе чаще – «кунг-фу»). Являясь неотъемлемым составным элементом культуры психической деятельности, эти системы были теснейшим образом связаны с различными религиозно-философскими, социокультурными и политическими традициями и институтами старого Китая, выполняя разнообразные функции: психотерапевтические, оздоровительные, воспитательные (психопропедевтические), профилактические и т.д. (1, 2, 14).
Под термином «гунфу» (досл.: прилежание, работать, стараться) в контексте традиционной китайской культуры психической деятельности подразумевается любая деятельность человека, призванная содействовать его морально-психическому усовершенствованию и оптимизации его психологического, этического и физического состояния в соответствии с предписаниями тех или иных учений, в рамках которых культивировалась эта практика (12). Движению (дун), работе, ориентированной на тело, в этих системах предавалось огромное значение.
- Тело как своеобразная «материализация» (воплощение) структуры личности и психологических проблем.
Признанным авторитетом в данном направлении «ориентированной на тело» виде психотерапии является Вильгельм Райх (18). Характер индивидуума по мнению Райха выражается в его теле в виде мышечной ригидности или мускульного панциря, организованного в своеобразные «защитные сегменты». Расслабление («рассасывание») психологического и физического панциря в сочетании с аналитической работой способствует решению личностных проблем, совершенствованию человека. Психологическая травма и даже незначительное физическое повреждение, по мнению иды Рольф, создательницы метода структурной интеграции (или, в ее честь, – рольфинга), – выражается в небольших, но постоянных изменениях тела. Сочетание рольфинга с той или иной формой психотерапии прекрасно помогает освободить психологические и эмоциональные блоки, способствует продвижению в других областях (18).
Многие техники гештальт-терапии ориентированы на расширение сознания собственного тела и способа дыхания. Подавление сознания, по мнению Перлза (17), – это процесс в большей степени механический, который проявляется при напряжении мускулов различных частей тела. Обнаружение «замороженных» в теле эмоций делает возможной реакцию на них, переживание подавленного опыта еще раз, но на этот раз до конца. Только тогда этот опыт перестает блокировать другие переживания и делает возможным их полное переживание (17).
4. Тело как канал и способ «аргументации» и воздействия на личность;
Те6лодвижения, жесты, мышечные зажимы, воплощая (материализуя) особенности структуры личности и психологических проблем могут одновременно служить цели обратной связи, способом аргументации. Обращение к такому каналу воздецствия на личность человека особенно показано в случаях когнитивных, вербальных «блокировок» и защит. используемые в этом случая физические контакты психотерапевта с клиентом (напр., «контакты доверия» – взять руки клиента в свои руки, положить руку на его руку, усадить его рядом и др.) способны не только разрушать барьер отчуждения между ними, но и снять некоторые из этих «блоков». При этом, несомненно, необходимо учитывать индивидуальные, национально-культурные и половозрастные особенности телесной чувствительности человека.
Канал «телесной аргументации» особенно хорошо работает в случаях, когда отношения между людьми «зашумлены», искажены установками, предвзятыми мнениями и суждениями, излишне концептуализированны. Так, прием телесно-ориентированной психотехники доказал свою эффективность в случаях психокоррекции межличностных внутрисемейных отношений.
- использование тела в целях самопознания, самовоспитания.
Телесный опыт и телесная рефлексия представляют собой дополнительную «модальность» самопознания, модальность, не менее важную, чем остальные. В этом ключе рассматривается телесно-ориентированная практика в биоэнергетике, являющейся своеобразным «способом познания своей личности в терминах тела и его энергетических процессов» (19). Человек, ощупывая различные части собственного тела, тела партнера, совершая вместе с партнером различные движения, толчки, шлепки – обогащает собственное внутреннее содержание. Такого рода приемы, направленные на осознание себя и других более полно, принятие себя, активно используются в психологических методах работы с личностью. Психосинтез также исходит из концепции целостности, цельности человеческого существования (это, собственно, отражено в названии) и имеет в своем арсенале многочисленные приемы телесно-ориентированной психотерапии и психотехники.
Уже с 17 века известны системы физического воспитания, педагогики, основывающиеся на психотехнических принципах.
Так, англичанин Джон Локк (17 век) считал, что только двигательные упражнения и танец способны воспитать мужественность и придать приятное чувство уверенности в себе.
и.М.Сеченов отмечал, что функционирование человеческого организма представляет единое целое и в этой связи различные физические упражнения оказывают влияние не только на отдельные группы мышц человека, но и на его душевные процессы (8). Основные положения другого теоретика физической культуры П.Ф.Лесгафта подчеркивают роль физического воспитания как необходимого средства формирования гармонично развитого человека. Такое гармоничное развитие должно основываться на единстве физических и духовных сил человека и происходить при ведущей роли сознания.
В середине 1920-х годов в различных странах развиваются идеи т.н. «самовоспитательного» направления. исходным пунктом его было учение о единстве тела и души человека. Главная задача преподавателя в таком случае состояла в том, чтобы помочь человеку в его «стремлении к самовыражению». Считалось допустимым то, что ученики сами выбирали учебный материал по физическому воспитанию.
Единство тела и души – базовый принцип восточных систем телесно-ориентированной психотехники. Любое движение в данной традиции – это гимнастика, «хореография ума» (одна из монографий так и называется – 16). Замедление движения, лучшая проработка его фрагмента, переход на уровень тонких, экстрасенсорных ощущений преследует прежде всего цель – подойти к рубежу, когда «внутреннее и внешнее едино». В таком случае, вступают в силу одни, единые законы функционирования и жизни; познание, направленное на себя, оборачивается познанием Вселенной, макрокосма – и наоборот.
Другие страницы рубрики
- Баскаков В.Ю.Телесно-ориентированная психотерапия и психотехника
- Живи с чувством
- Осознанность
- Правила активного слушания
- Психоаналитическое понимание любви
- Психологическое консультирование
- Психология страха