Психоаналитическое понимание любви

Любовь в психоанализе определяется как комплексное эмоциональное состояние, связанное с первичным либидинозным катексисом объекта. Любовь всегда сопровождается тенденцией к идентификации с объектом и его идеализацией. Для этого состояния характерны приподнятое настроение (вплоть до эйфории), временами переходящее в экстаз, а иногда обращающееся душевной болью (драматические колебания любви хорошо известны, и не только в литературе, опасность их порой доходит до требующей лечения депрессии). Зигмунд Фрейд рассматривал любовь как «повторное нахождение объекта». По сути, речь идет о ситуации эмоционального повторения тех условий, когда имело место состояние симбиотического единства, характерного для раннего младенческого периода. Привязанность к матери и желание ее для ребенка в процессе и по наступлению дифференциации репрезентаций себя и объектов, по всей видимости, выступает для него как любовь.
То, как в раннем детстве будет развиваться любовь, определяется течением взаимной любовной привязанности матери (или лица, осуществляющего уход за ребенком) и ребенка. При этом ребенок любит как свой нарциссический объект, так и самого себя. Этот период ранней любви специфичен тем, что наиболее ярок реализуются оральные и нарциссические цели и соответствующие им свойства функционирования психики.
Психоаналитики представляют феноменологию любви в пространстве трех основных измерений, заданных следующими полюсами:
любовь нарциссическая – любовь объектная;
любовь инфантильная – любовь зрелая;
ненависть – любовь.
Качество и стабильность любви, при этом, находится под сильным влиянием ее амбивалентности: целям привязанности противостоят цели агрессивные, так что любовь оказывается сопряженной с ненавистью.
Для становления зрелой любви необходимо развитие объектного постоянства, что, в свою очередь, требует снятия напряженной амбивалентности, упрочения и стабилизации связных репрезентаций себя и объекта, противодействия регрессии Эго, а также – очень важно – сопротивление утрате привязанности к объекту в ситуации разделения с ним (или при условиях ощутимой фрустрации).
Устойчивость, постоянство Самости, а также функциональный вторичный нарциссизм создают основу для столь важной психологической «опции», как способность чувствовать себя любимым.
Для отношений любви критическую важность имеют возможности партнеров находить друг в друге ресурс восполнения понесенных утрат, целительного обхождения с травмами. Другим характерным для этих отношений ресурсом является чувство неповторимой взаимной близости.
Для зрелых отношений любви существенно и характерно взаимное стремление к удовлетворению сексуального желания. Однако следует отделить психоаналитическое понятие любви от введенного Фрейдом понятия «примат генитальности» (которое в современном психоанализе подразумевает способность и предпочтение достигать оргастической разрядки в собственно генитальных отношениях, при этом не делается конкретной увязки с уровнем и характером объектных отношений).
Заслуга Фрейда состоит в его описании любви через призму инфантильных прототипов, это сыграло революционную роль в психотерапии невроза. инфантильные любовные отношения (как реальные, так и воображаемые, заметьте) оживляются и создают то, что получает название «любовь как перенос» (любовь-трансфер). Психоаналитический процесс исследует и раскрывает то, как идущие из раннего детства цели и привязанности влияют на поведение взрослого, таким образом давая пациенту понять, как явления переноса определяют его любовные отношения в настоящем. Фрейд указывает, что и в случае относительно внутренне согласованной, стабильной любви мы имеем дело с объектом регрессии и, соответственно, инфантильной фиксации. Степень регрессии критична по отношению к способности испытывать любовь – в случае существенной задержки в развитии любовь становится недостижима. В этом случае индивид переполнен примитивной агрессией, он испытывает выраженную ненависть к себе и к объекту, так что становится остро востребованной профессиональная психологическая помощь.
Развитие способности любить находится под значительным влиянием формирующегося Супер-Эго. Там, где ребенок окружен одобрением родителей и чувствует себя источником их удовольствия, чувства любви родителей встраиваются в его зрелое и функциональное Супер-Эго. В ситуации нехватки таких чувств у ребенка развивается жесткое Супер-Эго, подавляющее способность любить и быть любимым.

Существенно для психоаналитической точки зрения то, что отношения любви взрослого человека неизменно состоят как из относительно зрелых, так и инфантильных компонентов, часть которых функционирует на бессознательном уровне.
Для любви характерна своеобразная пластичность – с первоначальных объектов она может смещаться на сторонние объекты. Характерными примерами являются смещения на различные коллективные объекты (религиозные, художественные, политические, культурные), а также на домашних животных.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв