Диссертация Шафировой Е.М.

иЗМЕНЕНиЯ В САМОСОЗНАНии У ПОДРОСТКОВ С ВРОЖДЁННОЙ РАСЩЕЛиНОЙ ВЕРХНЕЙ ГУБЫ и НЁБА ПОСЛЕ ПРОВЕДЕНиЯ РЕКОНСТРУКТиВНОЙ ОПЕРАЦии.

Введение.

Восприятие человека человеком, человеческих лиц, внешнее проявление внутренних переживаний тесно связаны с мимикой и общим выражением лица. На стадиях доречевого общения установление взаимодействия между людьми происходит, прежде всего, на основе восприятия внешнего облика человека. Самую важную роль в этом процессе психологи единодушно отводят лицу человека, считая его важнейшим инструментом общения. Лицо является не только самой видимой частью, на которой расположены жизненно важные элементы с множественностью своих характеристик, но оно выступает главным оценочным механизмом, определяющим отношение к воспринимаемому объекту. П.П.Блонский (1979) пишет: «О поведении человека мы судим по его движениям; наиболее же выразительные движения – движения лица». Стоит лишь на минуту представить себе жизнь людей с неправильными чертами лица, не выразительной мимикой, как сейчас же перед нами откроется глубокая пропасть взаимного непонимания (М.Н.Пузин, 1992).

Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека. В некоторые периоды развития личности (например, пубертатный) ее функция интенсифицируется и оказывает огромное влияние на формирование личности, которое теснейшим образом связано с развитием самосознания, имеющего на каждом возрастном этапе свои специфические особенности (Б.Г.Ананьев, 1995; А.А.Бодалев, 1982; Л.и.Божович, 1981,1997; и.С.Кон, 1978, 1984; С.Л.Рубинштейн, 1989; В.В.Столин, 1983; и.и.Чеснокова, 1977 и др.).

Особенно острой проблема восприятия собственной внешности становится в подростковом возрасте. интерес к ней резко повышается в связи с бурным ростом и перестройкой организма. Процесс развития приводит молодых людей к концентрации на физических аспектах своего «Я». именно в этот возрастной период, когда происходят важнейшие преобразования в организме, когда внешний облик и физические черты  подростка начинают сильно волновать его, соответствие физического развития стандартам, принятым в группе его сверстников, становится определяющим фактором в их социальном признании. Для подростка в образе воспринимаемого человека любого возраста главными являются физические особенности, элементы облика. Осознание особенностей своей внешности влияет на формирование у подростка многих важных качеств личности (например, уверенности в себе, жизнерадостности, коммуникабельности, активности, или наоборот – замкнутости, недоверия, застенчивости). Представление о своем телесном облике, сравнение и оценка себя являются важным содержанием самосознания подросткового возраста (А.А.Бодалев, 1982; В.Н.Куницына, 1968; А.Н.Дорожевец, 1986; Е.Т.Соколова, 1989 и др.). Даже для здоровых подростков (не имеющих дефектов внешности) проблема внешности является наиболее важной. Неокрепшая психика ребенка не всегда успешно справляется с обилием новых ощущений. Поэтому именно в подростковом возрасте чаще наблюдаются специфические периодические психозы и нервные расстройства.

В медицинской литературе хорошо известны синдром дисморфофобии или бред физического недостатка и близкое к этому заболевание – нервная анорексия. Ядро синдрома составляет идея физического недостатка – болезненное недовольство своей внешностью.

Отдельную группу представляют дети и подростки, которые имеют объективные дефекты внешности. К таковым относится различная врожденная челюстно-лицевая патология, включая расщелину верхней губы и нёба. Этот вид тяжелой патологии, рождаемость с которой составляет 1:800 новорожденных, характеризуется сочетанием выраженных анатомических и функциональных нарушений. Параллельно с недоразвитием костно-хрящевой структуры лица у таких детей наблюдается дисгармония функций мимических мышц, которая не только искажает выражение лица ребенка, но и отрицательно влияет на формирование всей средней зоны лица (Р.Д.Новоселов, 1978, 1986; и.А.Козин, 1996; В.А.Виссарионов, 1989 и др.).

Учитывая гипертрофированную значимость внешности в подростковом возрасте, ребенок с врожденной патологией начинает испытывать глубокое чувство неполноценности, которое проявляется в неуверенности, неустойчивости настроения, замкнутости, чрезмерной застенчивости, неадекватном эмоциональном состоянии,  тревожности, что не может не сказаться на формировании его личности. Специфическое отношение окружающих к особенностям внешности больного и его собственные переживания оказывают определяющее влияние на формирование его самосознания.

изучение специфических особенностей самосознания у подростков с врожденной расщелиной верхней губы и нёба имеет теоретический психологический интерес для понимания механизма формирования личности подростка с различными аномалиями; для определения целесообразности проведения ранних пластических операций, направленных на устранение дефекта; позволяет адекватно оценить подростком необходимость проведения нескольких операций в течение детства и подросткового возраста.

В настоящее время в реконструктивной хирургии нет единого мнения о сроках проведения восстановительных операций в области верхней губы и концевого отдела носа. Ориентируясь лишь клинические данные, практически никто не обращает внимания на психологическое состояние подростка, возможную эффективность хирургического лечения в зависимости от ожиданий больного, его подготовленности к изменениям внешности. Это связано с отсутствием преемственности и взаимодействия специалистов различного профиля в реализации единой программы для каждого конкретного больного, где помощь психолога тесно связана с непосредственными участниками лечебного процесса, в первую очередь хирургом. Таким образом, неизученность данной проблемы, с одной стороны, и потребность в психологической помощи подростку с врожденной расщелиной верхней губы и нёба, с другой стороны, рождают проблему исследования.

Гипотеза: у подростков с врожденной расщелиной верхней губы и нёба нарушается процесс формирования таких компонентов самосознания, как самовосприятие, самоотношение и самооценка, что негативно влияет на формирование личности в целом. Раннее проведение реконструктивных операций оказывает позитивное влияние на формирование самосознания.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв