Диссертация Шафировой Е.М. Методология.

Цели, задачи и методы исследования.

Целью данной работы явилось изучение особенностей самосознания у подростков с врожденной расщелиной верхней губы и нёба и их изменений после реконструктивной операции.

В соответствии с гипотезой и целью были поставлены следующие задачи:

1. Проанализировать исследования в области психологии и медицины (пластической хирургии) по проблеме формирования самосознания у лиц с врождённой челюстно-лицевой патологией.

2. Разработать комплекс методик, позволяющих изучать самоотношение, самовосприятие внешности и самооценку подростков до и после проведения реконструктивной операции в области лица.

3. изучить особенности восприятия собственной внешности у подростков с врождённой расщелиной верхней губы и нёба до и после реконструктивной операции.

4. исследовать характер переживаний подростков по поводу дефекта собственной внешности.

5. изучить особенности самооценки у подростков (включая раннюю юность) с врожденной расщелиной верхней губы и нёба и ее изменение после проведения реконструктивной операции.

6. Определить влияние ранней коррекции деформации лица на формирование самовосприятия, самоотношения и самооценки подростков.

Предметом исследования стали характерные особенности самосознания подростков с врожденной расщелиной верхней губы и нёба. В качестве основных составляющих были выделены: самовосприятие лица, самоотношение и самооценка.

Объект исследования: самосознание у лиц подросткового возраста с  наиболее распространенным врожденным дефектом – расщелиной верхней губы и нёба, и его изменение после проведения реконструктивной операции.

Методологической основой исследования явились: принцип единства биологического и социального (С.Л.Рубинштейн, 1989); принцип анализа личности в ее становлении (Б.Г.Ананьев, 1995; Л.С.Выготский, 1983); принцип изучения личности в условиях заболевания с позиции теории деятельности (В.В.Николаева, 1987); принцип изучения личности с позиции теории отношений к окружающему миру и к самому себе (В.Н.Мясищев, 1960; Б.Г.Ананьев, 1995).

Методы исследования: для проверки гипотезы и реализации поставленных задач был использован методический комплекс, адекватный целям исследования.

1. изучение историй болезни.

2. Анкетирование (оригинальный опросник).

3. Методики экспериментально-психологического исследования:

Тестирование:

1)  тест Айзенка (подростковый вариант);

2)  тест М.Люшера;

Проективные методики:

3) «Рисунок лица» – модификация методики «Рисунок человека» (Е.С.Романова, 2002; А.Л.Венгер, 2003; Е.В.Свистунова, 2002);

4) модифицированная методика «Недописанный рассказ»;

5) модифицированная методика «Самооценка».

Научная новизна работы заключается в том, что впервые выявлены и проанализированы специфические особенности самосознания подростков с врождённой челюстно-лицевой патологией (расщелиной верхней губы и  нёба) как дефицитарный вариант дизонтогенеза в подростковом возрасте.

Обнаружены характерные позитивные изменения в самосознании подростков с врожденной расщелиной верхней губы и нёба после реконструктивной операции.

Теоретическое значение исследования состоит в расширении и уточнении представлений о механизме нарушения формирования самосознания у подростков при наличии грубого врождённого дефекта лица, а также в определении изменений в самосознании, происходящих в результате хирургической коррекции.

Практическая значимость: прикладное значение исследования определяется разработкой общего подхода и конкретных рекомендаций к диагностике самовосприятия, самоотношения и самооценки у лиц подросткового возраста с врождённой расщелиной верхней губы и нёба, что позволяет психологам и пластическим хирургам на качественно новом уровне решать важные практические задачи, связанные с психокоррекционной и реабилитационной помощью лицам данной категории. С точки зрения специальной психологии доказана целесообразность возможно более раннего проведения подростку  реконструктивной операции.

Материалы работы используются в практической работе в институте пластической хирургии и косметологии при МЗ РФ с подростками с врожденной расщелиной верхней губы и нёба.

Апробация работы: работа обсуждалась на заседаниях кафедры специальной психологии и кафедры клинических основ МГПУ. Основные положения исследования были доложены на совместном заседании кафедр специальной психологии и клинических основ МГПУ (2002, 2003 гг.); на заседании учёного совета института пластической хирургии и косметологии МЗ РФ (2001, 2002, 2003 гг.); на научно-практической конференции молодых учёных (2002 г.).

Достоверность и обоснованность полученных данных обеспечивалась применением комплекса взаимодополняющих методов, адекватных целям и задачам исследования; обработка результатов с помощью методов статистического анализа; репрезентативность выборки.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв