Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.

Теория темперамента создавалась как сугубо медицинская доктрина, исходно предназначенная и служившая целям врачевания. В античности на медицину огромное влияние оказывала философия, основной вопрос которой – изучение сущности вещей и, в частности, природы человека – неизбежно должен был вести к построению концепции физиологических отправлений организма.

 Начальные сведения о медицине античной Греции относятся к 12  в. до н.э., когда это занятие выделяется в самостоятельную профессию и возникают «семейные» врачебные школы.

Гиппократа называют отцом научной медицины, он собрал и систематизировал имевшиеся до него знания, создал базу собственного метода, положил начало представлению о типах телосложения, дав тем самым ключ к пониманию физиологии и патологии человека. Гиппократ присоединяется к Эмпедоклу, принимая, что все тела состоят из четырёх элементов: земли, воды, воздуха и огня. В организме человека он различает 4 основные материи, каждая из которых соответствует какому-либо определённому элементу или стихии. Кровь, исходящая из сердца, подобна воздуху и имеет ту же природу: горячую и влажную; лимфа, проистекающая из мозга, уподобляется воде, обладая той же природой: холодной и сырой; желтая желчь, происходящая из печени, соотносится с огнём, природа её горячая и сухая; чёрная желчь, продуцируемая в селезёнке, наподобие земли холодная и сухая. Если жидкости правильно смешаны, человек здоров, при неправильном соединении гуморов состав  тела отклоняется от нормы, открывая дорогу болезни.

           Гиппократ рассматривает строение тела в виде внутреннего гармоничного взаимодействия составляющих, где речь идёт о правильности весовой пропорции, т.е. о соразмерности количества и силы воздействия компонентов, а также общей гомогенности смеси, равномерно распределённой в организме. Преобладание одного из элементов даёт четыре варианта состава тела: тепло-влажный – с доминированием крови (сангвинический), тепло-сухой – холерический, холодно-влажный – флегматический, холодно-сухой – меланхолический.  Различиями в телесной организации, т.е. перевесом какого-то элемента – крови, лимфы, желтой или черной желчи – объяснялась склонность к болезни. Люди с преобладанием крови заболевают лихорадкой, флегматики – водянкой, холерики – разлитием желчи и т.п.

           Учение Гиппократа преследовало исключительно практические цели: разработку диагностических, терапевтических и профилактических мер – обнаружение склонностей к конкретной патологии, её устранение и предупреждение, например, подбор диеты, адекватной данному индивиду. Одним из центральных в интересах и деятельности гиппократовской школы был вопрос о влиянии на человека продуктов питания и других экзогенных факторов. Гиппократ твердо верил, что врач должен изучать человеческую природу и, если он желает исполнить свою обязанность тщательно, исследовать, «что представляет собой человек по отношению к пище и питью, а также ко всему прочему и что от каждого может случиться с каждым». Речь шла о реальной зависимости гуморальных механизмов от образа жизни субъекта и условий его существования, которые понимались широко, охватывая географическую среду, метеорологические явления и даже способ правления.

           На соматическую структуру влияет возраст: человеческому телу присущи теплота, которая достигает своего максимума в детстве.

          Гиппократ касается проблемы половых различий, утверждая, что и среди женщин имеются широкие индивидуальные вариации в преобладании гуморов, степени сухости организма или сырости, что обнаруживается внешним видом. У Гиппократа совершенно отчётливо выступает мысль о наследуемости состава тела.  Гиппократ выделяет ассоциацию тело – психика, утверждая их связь. Психика – это более тонкая, чувствительная часть организма, состояние одного влияет на состояние другого.

          Гиппократ выделяет 4 типа, которые он соотносит с 4-мя странами света: Востоком, Севером, Западом, Югом. С ними связываются четыре основных противоположных свойства природы: сухость, влажность, холод, тепло. Благодаря перечисленным свойствам природа, окружающая человека, и «делает» природу его самого.

          Сангвиники – это люди, живущие на Востоке, а именно в Малой Азии. Климат там здоровый – теплый и сухой, местность цветущая, воды текучие и светлые, лучшие для здоровья. Люди упитанны и крупны, внешне они мало различаются, ввиду равномерности местного климата; они приятны в обхождении, спокойны и приветливы. Но мужественный дух, выносливость в труде и смелость не могут рождаться в такой природе, по необходимости верх берёт наслаждение.

          Холерики – люди Севера. Неизвестно, о какой стране говорит Гиппократ, может быть, о Македонии, но речь идёт о горном регионе, где климат холодный и сухой, однако едва ли не более полезный, чем климат востока. Местность дикая, воды быстрые, но тоже полезные для здоровья. Люди худощавы, сильны, энергичны. Нрав их горд, упорен, они способны к искусству и военному делу.

        Флегматики – люди Юга. Также неизвестно, о какой стране идет речь. Климат мягкий и влажный. Воды стоячие и затхлые. Тело людей рыхлое и сырое, они вялы, сонливы, в искусстве неуклюжи, не имеют тонкости и остроты, слабы душой, плохо переносят труд.

        Меланхолики – люди Запада. Конкретный район тоже очерчен Гиппократом слабо. Он лишь сравнивает эту страну по климату и местности с осенью. Люди хмуры и упорны.

 Впервые у Гиппократа утверждается, что склад психики формируется внешней средой. Кроме того выделена идея о влиянии социальных факторов на природу человека, хотя античный врач и отводит им все же второстепенное место.

        Конкретная соматическая конституция, непосредственно обусловливает психическую. 

              Уравновешенность влаг и веществ означает гармонию души. Соматипсихическая ассоциация, созданная Гиппократом, содержит биологический детерминизм, оказалась поразительно устойчивой. Во всех теориях темперамента от Гиппократа до наших дней психические типы всегда связывали с конституциональными, если понимать под ними и особенности нервной системы. Гиппократ использовал индуктивный метод – от наблюдений частных феноменов к выводу общих положений.

              Школа Гиппократа делает объектом изучения естественнонаучного анализа проблему индивидуальных различий.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв