Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).

В психоаналитическом подходе присутствует вопрос о детерминантах характера и делается собственная разработка его развития в виде прохождения психосексуальных стадий. Характер – психическая индивидуальность. Характер – конгломерат черт, образованных: сублимацией сексуальных влечений – Фрейд; стремлением к могуществу – Адлер; влечением к самостоятельности и равновесию – Юнг. Биологизм Фрейда. Ошибочность понимания Адлером сути социальной природы личности. Телеологизм Адлера и Юнга. иррациональность истоков характера. Фатализм бессознательного.

Фрейд

Фрейд строил свою концепцию почти полностью на своих обширных клинических наблюдениях над больными неврозами, а также на психоанализе. Он переносил данные с невротиков на норму. Конечная цель психоанализа, по Фрейду, добиться такого состояния, когда сознание полностью овладеет Оно и будет контролировать. Сопротивление, о котором человек может и не подозревать, может иметь огромную силу. Выделяется 3 черты: бережливость, аккуратность и упрямство. Фрейд уверен, что эти свойства связаны с анальной эротикой, но как пока неясно.

По мнению Фрейда, последовательность в прохождении каждым человеком стадий обязательна. Сексуальность дается от рождения и развивается дальше, охватывая ряд биологически определенных эрогенных зон, вплоть до достижения зрелости. В процессе психосексуального развития неразрешенные конфликты приводят к фиксации и образованию опред типов характера. Стадии психосексуального развития:

?      Оральная (0-12/18 мес)

Зона сосредоточения либидо – рот (сосание, кусание, жевание). Ведущая потребность – пищевая. Зависимость от матери (близкого человека) для ребенка – единственный способ получения инстинктивного удовлетворения. Главная задача для младенца в течение этого периода – закладка основных установок (в виде  их рудиментарных проявлений) зависимости, независимости, доверия и опоры в отношении других людей. Оральная стадия заканчивается, когда прекращается кормление грудью. Орально-пассивная фаза – сосет. Фрейд выдвинул постулат, согласно которому у ребенка,  который получает чрезмерную или недостаточную стимуляцию в младенчестве, скорее всего, сформируется в дальнейшем орально-пассивный тип личности. Человек с орально-пассивным типом личности – веселый и оптимистичный, ожидает от окр мира «материнского» отношения к себе и постоянно ищет одобрения любой ценой. Его психологическая адаптация заключается в доверчивости, пассивности, незрелости и чрезмерной зависимости. В течение второй половины 1ого года жизни начинается вторая фаза оральной стадии – орально-агрессивная, или орально-садистическая. Появление зубов => кусание и жевание становятся важными средствами выражения состояния фрустрации, вызванной отсутствием матери или отсрочкой удовлетворения. У взрослых фиксация на этой фазе выражается в любви к спорам, пессимизм, в циничном отношении к окр. Людям с этим типом характера, также свойственно эксплуатировать др людей и доминировать над ними с целью удовлетворения собственных нужд. Задачи и опыт, соответствующие данному уровню развития – отвыкание от груди, отделение себя от материнского тепла.

Приобретается пессимизм/оптимизм, но важна середина.

?      Анальная (1,5 – 3 года)

Зона сосредоточения либидо – анус (удержание или выталкивание фекалий, удовольствие от этого). Задачи и опыт данного уровня развития – приучение к туалету (самоконтроль). Способ приучения к туалету оказывает влияние на дальнейшее личностное развитие. Ребенок должен разграничивать требования ид (удовольствие от немедленной дефикации) и соц ограничения (от родителей). 2 тактики приучения: негибкая и требовательная «здесь и сейчас» (отказ, чрезмерность тенденции «удерживания» ведет к анально-удерживающему типу личности (ригидная пунктуальность, скупость, упрямство, щепетильность)), анально-выталкивающий тип (к этому приводит также строгость в отношении туалета), чертами которого являются склонность к разрушению, беспокойство, импульсивность и даже садистическая жесткость. Некоторые родители, наоборот, поощряют своих детей к регулярному посещению туалета поощряют их за это. Такой подход, поддерживающий старания ребенка контролировать себя, воспитывает позитивную самооценку и может способствовать развитию творческих способностей.

Позволяет определять степень независимости. Самоопределение – научение быть независимым. Фрейд функции выделения связывает с чертами характера. Все черты сводит к тенденции отдавание/удерживание. Сублимирует в рисовании, игре в песок и т.п. на этой стадии оформляется структура «Я».

?      Фаллическая (3- 5,6 лет)

Зона сосредоточения либидо – половые органы (исследование своих половых органов, мастурбация, проявление вопросов, связанных с рождением и половыми отношениями). Ребенок замечает анатомические различия. Задачи и опыт этого уровня развития – идентификация со взрослыми того же пола, выступающими в роли образца для подражания. Приобретается доверие/недоверие к себе, самопринятие/самонепринятие. Доминирующий конфликт на данной стадии – эдипов комплекс (комплекс Электры). К 5-7 годам эдипов комплекс подавляется и ребенок начинает идентифицировать себя со взрослым того же пола. Этот процесс идентификации выполняет функции:

- приобретение мальчиком моральных норм и ценностей, установок, моделей полоролевого поведения

- удержание матери как объекта любви, т.к. теперь имеет то, что ценит мать в отце

- интернализация родительских запретов и основных моральных норм => развитие суперэго или совести ребенка. Суперэго становится следствием разрешения эдипова комплекса. Взрослые мужчины с фиксацией на этой стадии ведет себя дерзко, они хвастливы, опрометчивы, убеждают других, что они «настоящие мужчины». У женщин такая фиксация приводит к склонности флиртовать, обольщать, беспорядочным половым связям.

?      Латентный период (6 – 12 лет)

Сексуальное бездействие. Задачи и опыт – расширение соц контактов со сверстниками. Либидо ребенка направляется посредством сублимации в виды дея-ти, не связанные с сексуальностью, – интеллектуальные занятия, спорт, отношения со сверстниками. Это время подготовки к взрослению. Это не стадия психосексуального развития (отсутствие новой эрогенной зоны). Ребенок осваивает зрелую форму защиты – сублимацию.

?      Генитальная (пубертат – половое созревание, 12-18)

Зона сосредоточения либидо – половые органы (способность к гетеросексуальным отношениям). Руководствуется принципом реального. Достижение нормальной зрелости, гетеросексуальные контакты. Восстановление сексуальных и агрессивных побуждений, интерес к противоположному полу, возрастающее осознание этого интереса. Задача и опыт – установление интимных отношений или влюбленность ,внесение своего трудового вклада в общество. Люди должны учиться трудиться, откладывать удовлетворение, проявлять в отношении других тепло и заботу, брать на себя более активную роль в решении жизненных проблем.

Качества прегенитальных фаз:

- оральный оптимизм

- анальная настойчивость

- фаллическое доверие к себе

Генитальный характер – свободный от нарушений, патологического «сверх Я», идеальный тип личности. Это человек зрелый и ответственный в социально-сексуальных отношениях.

В 1933 году еще одна классификация Фрейда:

Эротический характер – боязнь потери объекта любви; то, что соответствует оно.

Нарциссический характер – главная черта – сохранение сверхличных целей; то, что соответствует Я.

Абсцессивный – не Я, а над Я; то, что соответствует Сверх Я.

Критика: не доказано ни статистически, ни логически. Фрейд занимается «осколками характера». «Он ничего не дает для характера, характерологии» – цитата Бороздиной.

Адлер

«Все больные, у всех есть невроз». индивидуальная психология Адлера описывает человека как единого, самосогласующегося и целостного. Согласно Адлеру, люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое они испытывали в детстве. Переживая неполноценность, они в течение всей жизни борются за превосходство. Человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (все проявления человека направлены и едины), в рамках которого он стремится к достижению фиктивных целей, ориентированных на превосходство или совершенство. Стиль жизни – интегральное образование, определяющее единую направленность и индивидуальную неповторимость всех проявлений человека. Человек не прикован к своему прошлому, а сам творит свою жизнь в соответствии с целями, которые лежат в будущем. Пересмотрев свою первоначальные воззрения, чувство неполноценности перестает первичным и универсальным источником развития. В качестве исходного момента теперь рассматривается пришедшее на смену стремлению к власти, стремление к преодолению, превосходству, успеху, а позднее – стремление к совершенству, которое только при определенных условиях, будучи неудовлетворенным, может породить ощущение неполноценности. Речь идет не о личном превосходстве над другими, Адлер вводит понятие чувство общности или социальный интерес – стремление к кооперации с другими людьми для достижения общих целей. В чувстве общности выражается изначальная социальность человека, сопричастность его интересов интересам человечества в целом. Чувство общности, по Адлеру, необходимо сознательно развивать, хотя существуют врожденные его предпосылки. Оно является нормативным критерием психического здоровья. Критерий истинности смысла жизни – возможность его принятия другими людьми. Творческая сила отвечает за цель жизни человека, определяет метод достижения данной цели и способствует развитию соц интереса (чувство эмпатии ко всем людям). Та же самая творческая сила влияет на восприятие, память, фантазии и сны. Она делает каждого человека свободным (самоопределяющимся) индивидуумом. Стиль жизни создается благодаря творческой силе. Определенное влияние на его формирование оказывает также порядковая позиция в семье. Опираясь на оценку степени выраженности соц интереса и степени активности по отношению к 3 жизненным задачам (работа, дружба, любовь), Адлер различает 4 основных типа установок, сопутствующих стилю жизни: управляющий, получающий, избегающий и социально-полезный тип. Но данная типология не может точно описать стремление человека к превосходству, совершенству и целостности. Управляющий тип – люди с незначительным соц интересом, самоуверенные и напористые, характерна установка превосходства над внешним миром, активны, но не в соц плане (наркоманы, юные правонарушители). Берущий тип – нет соц интереса, основная забота – получить от других как можно больше, низкая степень активности => не причинят другим страдания. избегающий тип – нет достаточного соц интереса и активности, необходимой для решения своих проблем; характерно бегство от решения жизненных задач. Социально-полезный тип – воплощение зрелости; высокая степень соц интереса и высокий уровень активности; проявляет истинную заботу о других, заинтересован в общении с ними; осознает, что решение жизненных проблем требует сотрудничества, личного мужества и готовности вносить вклад в благоденствие других людей.

Но Адлер также ничего не дал для характерологии.

Юнг

Рассматривал либидо как творческую жизненную энергию, которая может способствовать постоянному личностному росту индивидуума. Юнг ввел понятие двух типов личностной ориентации, или жизненных установок: экстраверсия и интроверсия. Экстраверты обычно подвижны, быстро образуют связи и привязанности; движущей силой для них выступают внешние факторы. Подчинены среде, мнению других, внушаемы. Бессознательное у экстраверта – сильная эгоцентрическая тенденция. Наиболее частое заболевание – истерия.  интроверты, как правило, созерцательны, стремятся к уединению, их интерес сосредоточен на самих себе. Типичная форма невроза – психастения. Обе ориентации сосуществуют одновременно в человеке, но одна из них обычно становится доминантной. В экстравертной установке проявляется направленность интереса к внешнему миру – другим людям и предметам. В изолированном виде этих установок не существует, чистых типов нет. Обычно они присутствуют обе и находятся в оппозиции друг к другу: если одна проявляется как ведущая и рациональная, то другая выступает в качестве вспомогательной и иррациональной, становится компенсаторным механизмом. В норме они должны чередоваться. Т.к. с помощью этих 2х установок невозможно достаточно полно объяснить все различия в отношении людей к миру, то Юнг включает в свою типологию еще психологические функции: мышление, ощущение, чувство и интуиция. Мышление и чувство – рациональные функции, т.к. они позволяют образовывать суждения о жизненном опыте. интуиция и ощущение – иррациональные, т.к. пассивно схватывают, регистрируют события во внешнем или во внутреннем мире, не оценивая их и не объясняя их значение. У каждого человека есть все 4 функции. Но только 1 функция из пар рациональных или иррациональных доминирует и осознается. интегрированная личность для совладания с жизненными обстоятельствами использует все противоположные функции. 2 эго-ориентации и 4 функции, взаимодействуя, образуют 8 типов личности.

Преобладающая функция характер
Сенсорная Сенсорный
Мыслительная Мыслительный
Аффективная Эмоциональный
интуитивная интуитивный

Окружающая среда, по Юнгу, «не дарует личности возможность ею стать, но лишь выявляет то, что уже было в ней заложено». В архетипах заключен опт всего человечества, предрасполагающий к реагированию опред образом на текущий опыт.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв