Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.

Средние века не дали продвижения в разработке античной доктрины характера, этот период не принес прогресса и учению о темпераменте.

Ещё с гиппократовских времен ученые стали связывать темперамент с расположением небесных светил – астрология.

Византийцы не отличались оригинальностью в учении о темпераменте, и после XII-XIII веков идет перетолкование или дословное повторение древней доктрины, однако, их заслуга в том, что они избегали магии и астрологии. и.Актуарий сделал попытку связать темперамент с психологией, считая необходимым строить её на базе физиологических отправлений тела. К классификации Галена он присоединяет учение о душевных способностях, различая в них чувственное восприятие, воображение, способность мнения, рассудок и разум.

Восточные мыслители.

Авиценна и Аверроис. Авиценне принадлежит самое значительное после Галена учение о психофизиологических функциях. Основу физиологических взглядов Авиценны составляет арабское слово «мизадж», которое на латинский переводится как темперамент, а на русский – натура. Термин «мизадж» считается идентичным понятиям «смешение», «красис», «темперамент», а учение о мизадже – ни что иное как гуморальная теория. Согласно гуморальной доктрине существование натур слагается из сочетания различного рода эндогенных (внутренних) и экзогенных (внешних), в том числе климато-географических переменных. К базовым факторам среды относятся знакомые 4 элемента: огонь, воздух, вода, земля. Они распадаются на тяжёлые: земля и вода, полезная для бытия органов и пребывания их в покое, а также лёгкие – огонь и воздух, полезные для пребывания в движении. Элементы и присущие им свойства нигде не встречаются в чистом виде, а лишь в комбинации. Мизадж – есть состояние, возникающее при взаимодействии противоположных сил, когда те останавливаются у некоторого предела. При воздействии свойств друг на друга из их совокупности возникают качества, присущие им всем, т.е. натура. В его «теории» большое значение придано телосложению и физиогномике как признакам, дающим возможность судить о нраве субъекта по его внешнему виду.

Кроме уравновешенной или нормальной натуры Авиценна различает ещё 8 видов неуравновешенной: из них 4 – с преобладанием одного элемента (простые натуры): горячие, холодные, сухие, влажные и 4 – с преобладанием двух элементов (сложные): тепло-сухие и т.д. отклонение соков от равновесия – причина болезней. Для излечения от болезни его необходимо удалить.

Темперамент – следствие климата. Мизадж не остаётся постоянным, он варьирует под влиянием неблагоприятных и болезнетворных факторов: природных условий, воздуха, времени года, тяжелого труда, простуды, плохого питания. Темперамент изменяется с возрастом. Нрав индивида не врожден – это основной предмет воспитания и его результат. Цель же – подготовить человека, который будет жить не только для себя.

Авиценна приводит мысль о зависимости психики от мозга и квалифицирует разум как синоним человеческой души, её высшую силу. Впервые высказывает мысль о локализации ПФ (то же что ВПФ, только без В J)  и их зависимости от деятельности определённых мозговых центров.

Аверроэс пытается разделить физический и психический темперамент. Он приписывает мозгу ряд функций: воображения, рефлексии, памяти (КП и ДП), затрагивает вопрос о локализации функций в разных частях мозга, а также – проблему человеческого типа, т.е. проблему классификации.

Салернская школа. Теоретическое ядро – учение Аристотеля. «Салернский кодекс здоровья», в нём  довольно значительное место занимает изложение психических свойств людей с преобладанием в их организме определённой влаги. Портреты всех людей составлены как бы по единому плану: характерные качества, склонности, способности и занятия, бодрствование-сон, мораль, потом кратко – внешние данные.

В позднем средневековье стали склоняться к мысли о том, что выделение 4-х темпераментов абсолютно произвольно и что их должно быть значительно больше. Уже Гален предлагал классификацию из 13 типов, не считая их число окончательным, увеличивал типологию и Авиценна.

Возникает резкая критика гуморальной доктрины, из-за отрицания присутствия в человеческом организме черной желчи, которой анатомы не находили.

и.Кант. Для канта высшее деление учения о темпераментах может быть сделано так: темпераменты чувства и темпераменты деятельности. Кант рассматривает темпераменты как проявление способностей души чувствовать и действовать, что может быть более или менее сильным, и таким образом появляются четыре темперамента – два чувства, две деятельности. Он утверждает, что сложных, т.е. смешанных, темпераментов не бывает и быть не может: если один темперамент, как обычно думают, соответствует другому, то они противодействуют или нейтрализуются (сангвиник и меланхолик, холерик и флегматик, холерик и меланхолик, меланхолик и флегматик). их всегда во всем только четыре, каждый из них простой, поскольку нельзя и предвидеть, что вышло бы из человека со смешанным темпераментом. Если же в субъект какое-то одно из состояний сменяет другое – это просто настроения, а не темперамент.

По канту: темперамент представляет собой способ чувствований, характер – образ мыслей. В темпераменте человек – пассивен, в характере – активен.

А.и.Галич приводит сходное кантовскому описание темпераментов., но в нём содержится большая аппеляция к органическим особенностям. Все это порождает комбинацию, в которой больше фантазии, чем сколько-нибудь серьёзных обоснований, что неминуемо ведёт к противоречиям.

Ф.Парацельс использует для описания типов темперамента три элемента алхимии: соль, сера, ртуть – переворота в  учении о темпераменте не произошло.

Гуморальную теорию сменяет так называемая солидарная патология, имевшая в виду, главным образом, физические свойства тел и придававшая наибольшее значение твёрдости, плотности, жесткости тканей. Немецкий химик и врач Шталь рассматривает три фактора по отношению к характеристике темпераментов: свойство крови, порозность, т.е. проницаемость ткани сосудов и ширину их просвета. В его концепции густая кровь, широкие поры и узкий просвет сосудов дают флегматический темперамент: в плотные ткани проникает только очень жидкая, водянистая часть крови, поэтому цвет лица такого человека бледен, а количество внутренней теплоты незначительно; густая кровь, узкие поры и широкие сосуды обуславливают меланхолический темперамент и т.п.

А.Галер полностью отвергает значение крови, переносит центр тяжести на различие в плотных элементах, делая акцент на силе и возбудимости самих кровеносных сосудов.

Образуются и сохраняются типологии, построенные на идее преобладания в организме какого-либо органа: лёгких, груди, печени и т.п.

Со временем происходит полный разрыв с гуморальной теорией, которая становится лишь достоянием истории.

Постепенно складывается представление, что здоровье и болезнь зависят от нервной системы, к ней как причине относят и темпераменты. Впервые это сделал ученик Галлера Г.Брисберг: холерический или холеро-сангвинический темперамент – это большой мозг, грубые, крепкие нервы, большая чувствительность. Отсюда легкость восприятия, острота суждения, наклонность к раздражительности и гневу; флегматический и меланхолический темперамент – это малый мозг, тонкие нервы, тупость органов чувств. В этой теории содержалась идея нервизма, которую подхватил и переработал В.Вундт: вариации темпераментов определяются различием в возбуждении НС, а темперамент собственно сводится к возбудимости, силе и быстроте протекания аффектов.

и.П.Павлов, темперамент – есть самая общая характеристика каждого отдельного человека, самая основная характеристика его нервной системы, которая кладёт печать на всю деятельность индивидуума. Он выделяет в высшей нервной деятельности в качестве главных процессов возбуждение и торможение, рассматривая как их основные свойства силу, подвижность и уравновешенность.

Делались попытки сформировать классификацию темперамента в связи с понятием об обмене веществ, т.е. с процессами ассимиляции и диссимиляции. Темперамент – это индивидуальное отличие в деятельности организма (по Фуллье).

Наконец возникают классификации, критерием которых становятся особенности отдельных психических процессов, в частности доминирующая эмоция. Зеланд, в основе настроения – устойчивый вид эмоции, темперамент это тот органический склад, который выражается в

- привычном, беспредметном, не вызванном специальными жизненными обстоятельствами эмоциональном фоне,

- в соответствующей ему окраске впечатлений,

- во влиянии данного настроения на функционирование характера (морали и воли),

- во влиянии данного настроения на функционирование характера (морали) и воли,

- в предрасположенности к определённому качеству движения,

- в телосложении, действующем на жизненные проявления и болезнь.

Общая классификация сводится к типам:

- весёлый,

- спокойный,

- средний,

- невротический,

- лимфатический.

Токарский – также конструирует классификацию по критерию устойчивого настроения. Выделяет три типа:

- весёлый, живой, бодрый,

- флегматичный, бесстрастный,

их соединение, дающее ясный темперамент.

Ранние авторы старались понять темперамент как состав тела, как органическую форму, то поздние стремились описать его как выбор психических качеств. и в наши дни мы употребляем термин «темперамент» для обозначения известной психологической структуры или свойств, заданных соматически. Такое смещение акцента в анализе проблемы темперамента является наиболее важным. К началу XX века термин приобретает привычное нам значение. В рамках психологической разработки теории темперамента он все более расширяется в сторону характера, что служит относительно поздним этапом в развитии учения. Видным представителем его был Т. Циген, но заложил основу психологической интерпретации, несомненно, Кант, хотя следует отметить, что сама возможность подобного расширения содержалась уже в античных схемах, особенно у Галена.

В своём характерологическом виде старое учение о темпераментах по сути зашло в тупик, постепенно отрываясь от идеи телесной детерминации психических особенностей и не находя при этом новых объяснительных принципов. Единственное, на чём сходились различные авторы – это на эмоциональной характеристике отдельных типов: сангвиник – жизнерадостный, меланхолик – боязлив и мрачен, холерик – раздражителен и гневлив, флегматик – неаффективен и тугоподвижен.

институт организационного и личного развития «Эго Ресурс» – управленческое консультирование, корпоративное
обучение, коучинг, обучение тренеров, обучение психологическому консультированию и коучингу, психологическая помощь.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв