Основные направления исследования понимания в современной психологии.

Проблема понимания принадлежит к числу таких междисциплинарных проблем, которые вследствие своей сложности и многогранности являются предметом анализа одновременно в нескольких областях научного познания. В современной зарубежной научной литературе можно выделить 7 основных контекстов, в которых употребляется термин «понимание»: методологический, гносеологический (когнитивный), логический, семантический, лингвистический, коммуникативный и психологический. В соответствии с этими контекстами можно выделить и 7 основных научных направлений изучения понимания.

Особенность психологического направления состоит в том, что в нем отчетливо выделяются 2 ветви: 1. работы психологов, выполненные под влиянием идей одного или нескольких их указанных выше непсихологических подходов к проблеме, 2. собственно психологический подход, постановка проблемы в исследованиях не выходит за пределы психологической проблематики.

 

Когнитивный подход.

 

Понимание, как определенный уровень теоретического освоения действительности, форма воспроизведения объекта в знании. Понимание рассматривается, как включение нового знания в контекст уже имеющегося у субъекта, вписывание нового знания в контекст структур опыта. Психологи изучают структуры знания, оценивается результат, а не процесс. Сопоставление схем опыта структурам реальности.

Анализ организации структур знаний субъекта, с которыми соотносятся события текста. Д. Е. Рамельхарт называет такие структуры схемами, Т. А. Ван Дейк и У. Кинч – макроструктурами, П. У. Торндайк – фреймами. именно характер организации структур знаний и умение оперировать ими определяют понимание.

 

Лингвистический подход.

 

Стремление найти истоки понимания в преобразованиях структур языка. Н. Хомский – теория трансформационной грамматики. Семантическая репрезентация предложения эквивалентна или тесно связана с лингвистическими глубокими структурами. Понимание – результат трансформации поверхностной структуры предложения в глубинную репрезентацию, состоящую из простых утвердительных конструкций. Поверхностная структура – состав предложения. Ядерная структура – информация, которую несет предложение. Проблема перехода от поверхностной структуры к глубинной репрезентации. Жесткая форма – делим четко на ядерные утверждения. В более мягкой версии теории считается, что можно пропустить некоторые детали без ущерба для понимания. Теория садовой дорожки или одного смысла: использование глазодвигательной методики, когда человек читая предложение, сталкивается с многозначными словами, как он выбирает значение и прогнозирует? Если выбирает правдоподобные вариант – ок, если нет – обратные выводы, возвращается к многозначному слову.

Соотношение представление о том, что играет наиболее важную роль в понимании: структура или процесс, процедурное или структурное направление. Т. А. Ван Дейк и У. Кинч исследуют структуру текста, при процедурном направлении – изучение не только когнитивных структур, но и процессов употребления языка.

 

 

Логический подход.

 

Понимание – введение выражения в непротиворечивую логическую систему и установление  его связи с элементами системы. Понимание – способность к умазаключению, установление связей с элементами системы. Если высказывание вписывается в систему и не противоречит ей, то оно считается понятым.

Умазаключение – психологический, а не логический процесс, некоторые звенья не сосзнаваемы. Можно получить правильный результат из ложных предпосылок.

Гребрт Кларк

Процессы логического вывода являются обязательными составляющими понимания.

Человек представлен как носитель знаковых систем, соотносимых с входным сообщением и определяющих тип возможных выходов из него. Знаковые системы – структуры прошлого опыта.

  • Авторизованный вывод – вывод, который должен сделать слушающий, исходя из речи. Выявление скрытого смысла.
  • Стратегия:  известное – новое. В любом сообщении передается не только новая, но и известная информация. Кларк исследовал, как происходит и каковы этапы понимания, выделил три ступени:
  1. констатация и определение того, что знаю и что ново
  2. поиск в памяти антицедентов – предшествующей информации, знаний, которые  можно сопоставить с известной информацией.
  3. замена известной информации ее антицидентом.
  • Непрямы выводы – по ассоциации.

Речь об актуализации возможного, но необязательно точного фрейма.

Три степени предсказуемости. 2 предложение, первое одно, второе меняется.

  1. легко предсказуемое: я заглянул в комнату, потолок был высокий. В каждой комнате есть потолок, ново только высота потолка.
  2. более трудная. Я заглянул в комнату, окна выходили в сад. Вероятность угадывания невелика.
  3. индуцируемая – побуждаемая ассоциация: вошел в комнату, канделябры ярко сверкали.

Различение прямых и обратных выводов. Прямые – прямая послед событий. В случае непростых текстов, смыслообразование формируется в процессе  обратных выводов. Соотношение прямых и обратных выводов – испытуемые во время чтения редко делают прямые выводы. Во время обратных выводов происходит смыслообразование, это подтверждается и глазодвигательные эксперименты.

Человек часто нелогичен, но это ему не мешает. Наиболее часто, понимание, построенное на нарушенной логике, возникает в конфликтных и стрессовых ситуациях. Одним из проявлений нелогичности, является механизм обособления – человек может одновременно развивать две и более мыслей, которые с точки зрения логики противоречат друг другу.  Крейг, Либсон. Логико-непроницаемая перегородка – существуют психологические механизмы, которые изолируют одно направление мысли от других таким образом, что они не ослабевают, но и не противоречат друг другу.

 

 

 

Семантический подход.

 

Семантика – выражение отношения знакового выражения не только к обозначаемой им ситуации, но и к ее обобщенному отражению человеком. Понимание – результат интерпретации отношений: понимание высказывания наступает тогда, когда субъекту становится ясно, о какой ситуации идет речь и как представляет себе ситуацию говорящий.

Проблема смысловой обработки, т. е. конструирования понимающим семантического представления объекта понимания.

Западные (Фрэнкс) – смысл – производное от структуры знаний.

            Наша традиция – противоположная – смысл нельзя искать внутри структуры знаний, он внутри мотивационной структуры личности. Понятие личностного смысла по Леонтьеву, смысл, как отношение мотива к цели.

            2 проблемы психологических аспектов семантики понимания:

1. определение соответствия практических знаний о понимаемом той реальности, которую нужно понять. Миллер – принцип реальности – слушатель знает многое из того, что хочет сказать говорящий. Соединяя свои практические знания со сказанным, он может понимать сказанное.

2. проблема истинности понимания. Филмор: когда человек что-то понимает, высказывание должно находить связь не только с реальностью, но и с языковыми структурами. Надо осознать, что понимание не требует выявления истинности. Существуют ситуации, которые обсуждаются и понимаются на языковом уровне, но нельзя сказать истинны они или ложны. В 1986 разбиение традиций семантики истинности и понимания. В общении мы используем сказки и мифы, которые построены на реально несуществующих объектах. Понимание строится не на соотнесении с действительностью. исследование Запорожца: воспроизведение детьми сказки.

 

Экспериментально-психологические исследования.

 

Постановка проблемы в исследованиях не выходит за пределы психологической проблематики. Внимание уделяется анализу психических способностей, интеллектуальных операций и действий, участвующих в формировании индивидуальных стратегий понимания.

Соотношение понимания и памяти.

Смирнов. Эффект положительного влияние мнемической направленности на понимание. При  запоминании бессмысленного материала, делается попытка к структурированию.

Компоненты понимании.

Необходимо понимать отношения между словами, цели автора.

Понимание переносного смысла. Если прямое значение противоречит контексту, человек ищет в памяти ситуацию, значение которой соответствует контексту.

индивидуальные различия в понимании. Понимание при чтении рассматривается как способность, образуемая умением читать, знанием языка и когнитивной способностью, рассматриваемой как уровень интеллектуального развития субъекта.

Глазо-двигательная методика.

Фиксации глаз отражают семантические процессы обработки текста.

Уровни понимания.

изучаются в психологии чтения. Выделяют 3 уровня:1)буквальное понимание – усвоение прямого, буквального содержания текста, 2) интерпретирующее понимание – причины явлений, выводы, обобщение и  сравнение, цели автора, 3) критическое понимание – оценка качества, точности и правдоподобия того, о чем говорится.

Роль образов в понимании.

Гипотеза А. Пайвио о двойном кодировании: конкретные предложения обрабатываются в рамках образной системы и хранятся в памяти, как образы; абстрактные – как структурированные последовательности вербальных единиц. Белмарс: выводы из абстрактных предложений занимают больше времени.

Проблема предпонимания. Предпонимание – интегративный базис культурно обусловленных знаний, понятий. Недостаточно отрефлексированное понимании. Сюда относятся установки индивидуального и массового сознания, стереотипы как указатели направления понимания.

 

Коммуникативный подход.

 

Понимание в общении – результат согласования 4 составляющих общения:

  1. цели собеседника
  2. применяемые постулаты общение и их согласование
  3. сходства и  различения понимания обсуждаемого предмета партнерами по общению
  4. отношение партнеров друг к другу.

 

Цели собеседника

взаимопонимание – встречный процесс определения собеседниками целей. Человек всегда высказывает свое мнение предполагая, каким образом партнер должен проинтерпретировать. Слушающий интерпретирует высказывание, исходя из гипотезы о мотивах и намерениях говорящего. Зависимость успешности определения целей от  построения психологической модели личности партнера. Модель собеседника может строится либо на хорошем знании контекста, либо его интересов и информированности.

            Шенк 1982 разные смыслы высказываний возникают в зависимости от того, с какой категорией мы связываем то, что говориться. Есть воздействующие смыслы – человек воспринимает высказывание как лично его касающееся и требующее действий. Еще есть категории нужды, потребности. Объяснительные смыслы. При непрямой просьбе люди легче переживают отказ.

 

Постулаты общения и ролевые позиции.

Грайс. Принцип кооперативности:

  1. количества – в общении любое высказывание должно быть предельно информативным, не давать лишнюю информацию
  2. качества – чтобы высказывание было истинным, не говорить того, что считаешь недостоверным
  3. релевантности – не отклоняться от темы.
  4. прозрачности – высказывание должно быть ясным, кратким, недвусмысленным.

 

Лич. Принцип вежливости:

  1. такта – соблюдение интересов других и границы их личной сферы
  2. великодушия – не затрудняя других
  3. одобрения –минимизация числа отрицательных оценок в сторону партнера, стремление к высказыванию положит оценок
  4. скромности – минимально хвали себя и максимально критикуй.
  5. согласия – стремление к согласию с другими и устранению возможные разногласия
  6. симпатии – проявление к партнерам максимум доброжелательности

 

Емельянов. Взаимопонимание в коллективах. изучались ролевые позиции, деловое и межличностное отношения. Генератор идей, эрудит, позиция диагноста. Чем больше ролей вынужден играть человек, тем лучше понимает проблематику других. Наибольшая точность –  критики и генераторы, а наименьшая – эрудиты. Связь понимания предметного содержания и межличностных отношений. Если отношения отрицательные не межличностного, а делового характера, то плохое взаимопонимание.  При негативных и конфликтных отношениях точнее понимание и проблематики, и личного отношения. Конфликт – катализатор, улучшение взаимопонимания.

Сходства и  различения понимания обсуждаемого предмета.

            Необходимы различия в понимании темы и предмета обсуждения, как условие понимания и коммуникации. Общение не будет продуктивным, если у собеседников однинаковые знания о предмете.

информационно-деловой подход: двигатель общения – стремление устранить границы.

 

Отношение партнеров друг к другу.

            Эмпатический компонент: роль доброжелательного отношения.

1)                  понимание психологических особенностей партнера при нейтральном отношении  к нему

2)                  Принятие, аттракция

Женщины более точны в понимании мужчин при положительном отношение. Мужчины лучше понимают при плохом или нейтральном отношении.

 

 

Методологический подход

 

Отечественная психология.

Предпонимание – предварительное знание (есть во всех подходах). Корни понимания в культуре, социальных взаимодействиях.

Гальперин: все зависит от воспитания и формирования.

Соотношение биологического и социального.

Рубинштейн, Теплов: существуют задатки, которые развиваются, внутренние условия развития понимания.

Субъективный опыт: ментальный и экзистенциальный.

Понимание зависит от соотношения ментального и экзистенциального опыта и многомерности человеческого мира.

 

3 типа понимания, которые соотносятся с тремя подходами:

1. Когнитивная традиция: понимание – знание. Чем знание более полное, тем лучше понимание. Важна отражательно-познавательная сторона. Знание, которое можно соотнести с миром, проверить. Принимается истинность знаний, полученных в эксперименте. Понимание, как работающая модель, создание мысленных моделей. Понять – значит собрать работающую модель, подчеркивается необходимость знаний.

 

2. Герменевтическая традиция: истолкование и интерпретация. Понимание – один из возможных способов интерпретации, толкования. Объективность знания включает субъективные компонент. Правильность или неправильность рассматривается как согласованное мнение людей о должном. Во главу угла – с чем соотноситься понимаемое: фрагменты личностного знания и ценности. Понимание принципиально поливариативно.

 

3. Экзистенциальная традиция. Понимание – постижение, понимание суть, скрытого смысла. Постигать можно только сложное. Широкое познания, включает в себя интуитивные компоненты, бессознательное, исследование самопонимания. Поиск и анализ вариантов порождения опыта, который имеет смысл для человека. Внутренние условия понимания основаны на субъективном опыте. Экзистенциальный опыт – ценностно-смысловая регуляция, общее знание о человеческой природе. Понятия неявного, скрытого знания – то, что человек знает, но не может сформулировать. ЭО включает этический компонент. исследования: психологии одиночества, мудрости, морального должествования, понимания переломных, критических точек: моральной допустимость аборта, угрозы террористического акта, эвтаназии.

 



Журнал практической психологии и психоанализа


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв