Современные отечественные характерологические концепции.

В отечественной психологии имеется стремление к различению терминов «личность» и «характер». Его интерпретация как выражение индивидуально-специфического способа отношения и действия (Ананьев, Рубинштейн, Ковалев и Мясищев, Левитов, Мерлин, Кругецкий и др.). Полемичность проблемы, трудности формулировки единого определения.

            Рубинштейн различал такие компоненты личности:

  • Направленность
  • Способности
  • Темперамент
  • Характер
  • Самосознание

Личность не сводится к сумме этих компонентов, но вне их ее познание невозможно.

В характере он выделял компоненты: направленность и образ действия.

            Левитов: характер в строгом, собственном смысле определяется как психический склад личности человека, выраженный в ее направленности и воле. (В широком смысле слова под характером надо понимать индивидуально ярко выраженные и качественно своеобразные психологические черты человека, влияющие на его поведение и поступки. При данном определении характера в широком смысле к характеру можно отнести и качества темперамента и способности, если они являются ярко выраженными индивидуальными чертами и воздействуют на поведение человека.)

            Многими советскими психологами направленность, иногда выраженная другим термином, признается основным компонентом характера.

С.Л. Рубинштейн, анализируя понятие характера, сущность его видит в направленности: в характер он включает только те черты, которые выражают его направленность. Характерологические свойства личности обуславливают ее направленность, накладывают опред отпечаток на ее поведение и проявляются в отношении к миру, др людям, себе.

Ананьев к характеру относит те свойства личности, «которые отражают основную направленность и проявляются в своеобразном для данной личности образе действия.»

Ковалев понимает под  характером своеобразный психический склад человека, который проявляется «в специфических для данного человека отношениях к объективной реальности».

Признание направленности одной из важнейших сторон характера не означает того, что ею характер исчерпывается. Характер формируется, воспитывается и получает свою определенность в трудовой практике, в общественных отношениях и более всего в жизненных конфликтах, в борьбе. В волевых процессах характер получает одно из наиболее адекватных себе выражений. Борьба всегда требует от человека силы воли.

Ковалев и Мясищев («Психологические особенности человека», Характер) возражали против рассмотрения воли как рычага образования характера, но все же считали ее существенным свойством характера, его действенной стороной.

Левитов: Воля и направленность тесно связаны между собой. Недооценка воли – недооценка действенности характера, недооценка направленности – недооценка содержательной стороны характера. Хар-р получает свою содержательность в зависимости от целей, дающих направление его деятельности. Направленность – это характеризующее данного человека, своеобразно переживаемое им избирательное отношение к действительности, влияющее на его дея-ть. Направленность включает в себя значимые отношения, действительно влияющие на поведение человека. Основой направленности является мировоззрение как совокупность взглядов на природу и общество. Мировоззрение становится убеждением, т.к. делается внутренним достоянием личности, глубоко воздействующим на ее деятельность. Для обозначения отношения человека к окр действительности применяются и другие понятия: идеал, интерес, склонность, чувство, мотив. Каждое из этих понятий оттеняет ту или другую сторону направленности. Но полностью заменить понятие направленности не могут.

Т.о. в отечественной психологии направленность начала превращаться в понятие, включающее составляющие: интерес, идеалы, основное отношение к себе, природе, обществу и т.п.

Левитов: Воля – сторона психической деятельности, которая отражает общественные потребности и выражается в сознательной постановке цели, решимости или готовности достигнуть этой цели, активности, организованности и стойкости, необходимых для преодоления препятствий, стоящих на пути к достижению цели.

По мнению Страхова, при широком определении характера имеются в виду существенные психологические особенности человека, при узком  речь идет о личности в эмоционально-волевом разрезе. Последнее, как считал Левитов, определение характера надо считать правильным, если в эмоц компонент характера включить только чувства как выражение направленности, но не как тонус эмоц возбудимости, относящейся к проявлениям не характера, а темперамента.

Рубинштейн, Ананьев, Крутецкий, Ковалев и Мясищев и др. выделяют для специального рассмотрения некоторые черты характера, обычно эти черты направленности и воли. Но есть и существенные различия. Ковалев и Мясищев, Мерлин, Крутецкий сущность характера видят в системе отношений к действительности. Страхов – подчеркивает роль эмоционального компонента характера.

 

Рубинштейн «Основы общей психологии», глава о характере

Под характером обычно понимают свойства личности, которые накладывают определенный отпечаток на все ее проявления и выражают специфическое для нее отношение к миру и прежде всего к другим людям. Черты характера — те существенные свойства человека, из которых с определенной логикой и внутренней последовательностью вытекает одна линия поведения, одни поступки и которыми исключаются им противоречащие другие. Внутренние свойства личности, составляющие ее характер, выражаясь в отношении к тому, что значимо для человека в мире, определяются через отношение к миру. Для характера, как и для воли решающим является взаимоотношение между общественно и личностно значимым для человека.

Заключаясь в определенности отношения человека к значимым для него целям, характер человека проявляется в его поведении, в его делах и поступках. Проявляясь в них, он в них же формируется. Выражающееся в мотивах отношение человека к окружающему, проявляясь в действии, в его делах и поступках, через них закрепляется и, становясь привычным, переходит в относительно устойчивые черты или свойства характера. Эта взаимосвязь характера и поступка опосредована взаимозависимостью свойств характера и мотивов поведения: черты характера не только обусловливают мотивы поведения человека, но и сами обусловлены ими. Мотивы поведения, переходя в действие и закрепляясь в нем, фиксируются в характере. Каждый действенный мотив поведения, который приобретает устойчивость. В мотивах черты характера выступают впервые еще в виде тенденций; действие переводит их затем в устойчивые свойства.

Отражая образ жизни человека, характер в свою очередь отражается в нем. Образ жизни включает определенный образ действий в единстве и взаимопроникновении с объективными условиями, в которых он осуществляется. Образ же действий человека, который всегда исходит из тех или иных побуждений, включает определенный образ мыслей, чувств, побуждений действующего субъекта в единстве и взаимопроникновении с объективным течением и результатами его действий. К характеру в собственном смысле слова относятся, однако, не все относительно устойчивые свойства личности, которые выделяются и закрепляются в человеке, по мере того как складывается его образ жизни, а только те черты и побуждения, которые обусловливают по преимуществу его действия. В характер включаются только те устойчивые свойства личности, которые выражают  ее направленность.

Поскольку в характере сосредоточены стержневые особенности личности, все индивидуальные отличия в нем приобретают особенную значимость и выраженность. Характер — это единство личности, опосредующее все ее поведение.

Определяя господствующие побуждения, характер может выразиться как в целях, которые человек себе ставит, так и в средствах или способах, которыми он их осуществляет, в том, что он делает, и в том, как он это делает, т. е. характер может выразиться как в содержании, так и в форме поведения. В способе поведения, в котором проявляется характер, выражается иерархия между различными возможными целями, которая устанавливается для данного человека в силу его характера.

Господствующая направленность человека, в которой проявляется его характер, означает активное избирательное отношение человека к окружающему. В идеологическом плане она выражается в мировоззрении, в психологическом — в потребностях, интересах, склонностях, во вкусах, т. е. избирательном отношении к вещам, привязанностях и избирательном отношении к людям. Систематически побуждая человека поступать определенным образом, мировоззрение, мораль закрепляются в его характере в виде привычных способов нравственного поведения. Превращаясь в привычки, они становятся «второй натурой» человека. Сознательно подчиняясь требованиям, исходящим от мировоззрения, человек часто вносит коррективы в свое поведение и в итоге переделывает свои характер. Но характер первично не проистекает из теоретически оформленного мировоззрения, а формируется в практической деятельности человека, в делах и поступках, которые он совершает.

Потребности, интересы, склонности, вкусы, всевозможные тенденции и установки, а также личные взгляды и убеждения человека — это психологические формы выражения направленности, в которой проявляется характер; содержанием же ее является практическое отношение человека к другим людям и через них к самому себе, к своему труду и к вещам предметного мира. Ведущим и определяющим моментом в формировании характера являются взаимоотношения человека с другими людьми.

Существенной для становления характера формой общения является воспитание. Характер каждого человека включает черты, определяющие как его отношение к другим людям, так и его отношение к вещам и к делу, которое он сам выполняет. Они взаимосвязаны и взаимопроникают друг в друга. Доминирование одного из этих друг друга опосредующих отношений выражает существенную черту характера и накладывает глубокий отпечаток на облик человека.

Опосредованно, через отношения к другим людям устанавливается у человека и отношение его к самому себе. Достойное и уважительное отношение к самому себе является не отрицательной, а положительной чертой — в меру того, как сам человек является представителем достойного дела, носителем ценных идей.

Каждая характерологическая черта в какой-то мере и каким-то образом выражает специфическое соотношение между отношением человека к окружающему миру и к самому себе.

Все стороны характера в их единстве проявляются в отношении человека к труду. В труде же реально устанавливается отношение между характером человека и его одаренностью, между его склонностями и способностями.

Характер связан со всеми сторонами психики; особенно тесна связь его с волей, являющейся как бы хребтом характера. Но они не тожественны. Воля непосредственно связана по преимуществу с силой характера, его твердостью, решительностью. Но характер не исчерпывается своей силой; он имеет содержание, к-е направляет эту силу.

В характер, вопреки распространенному мнению, могут включаться не только волевые и эмоциональные, но и интеллектуальные особенности, т.к. они становятся свойствами личности, выражающимися в качественном своеобразии ее отношения к окружающему. Так, легкомыслие, рассудительность, будучи интеллектуальными качествами, являются характерологическими чертами. При этом, превращаясь в св-ва характера, эти качества начинают определять не один лишь интеллект, а личность в целом.

В своей конкретной реальности характер человека обусловлен не только типичными чертами образа жизни людей данной эпохи, но и конкретными, жизненными обстоятельствами и его собственной деятельностью, изменяющей эти обстоятельства. Для того чтобы выявить подлинный характер человека, важно найти специфические ситуации, в которых наиболее полно и адекватно выявляется данный характер.

Характер формируется в процессе развития личности как субъекта, активно включающегося в многообразную совокупность общественных отношений. Характер формируется в жизни, и в течение жизни он изменяется. Наряду с этими бывают случаи удивительного единства характерологического облика на протяжении всей жизни.

В процессе развития характера раннее детство играет важную роль. именно в эти годы закладываются основы характера, и => необходимо уделять влиянию воспитания на формирование характера ребенка большее внимание. Но в корне ошибочна точка зрения психологов, которые (Фрейд и Адлер) считают, что в раннем детстве характер человека окончательно фиксируется. Она связана с неправильным в корне пониманием роли сознания в формировании характера.

Человек сам участвует в выработке своего характера, сам несет за него ответственность.

Свойство характера — это, в конечном счете, – тенденция, побуждение, мотив, закономерно появляющийся у данного человека при однородных условиях.

Каждое свойство характера всегда есть тенденция к совершению в опред условиях опред поступков. истоки характера человека и ключ к его формированию – в побуждениях и мотивах его дея-ти. Ситуационно обусловленный мотив или побуждение к тому или иному поступку – это и есть личностная черта характера в ее генезисе. Поэтому пытаться строить характерологию как отдельную дисциплину, обособленную от психологии, – значит стать на ложный путь. Правда исследование характера и его формирования мало продвинуто.

Лекции Бороздиной

В современной отечественной психологии имеется широкая и более узкая интерпретация характера. Первая сводит его к индивидуальному психическому складу (Левитов и др.), согласно второй характер содержит 2 составляющих: направленность – основная мотивация субъекта, его отношение к труду, обществу, себе, другим и т.д. (Ананьев) и образ действия, преобразуемый обычно в волю (Ковалев, Мясищев, Левитов).

            В отечественной психологии с конца 70х годов 20 века все более упрочивается воззрение на личность как на структуру мотивационно-смысловых образований, или структуру личностных смыслов (Асмолов и др.). При всей продуктивности разрабатываемого подхода, определение личности кажется слишком широким, т.к. заимствованное из теории деятельности понятие «личностный смысл» в трактовке А.Н. Леонтьева составляет «значение для себя». В действительности личность человека – это структура не только и не просто личностных, но и жизненных смыслов (Бороздина). их комплекс выражает то, ради чего существует данный субъект, на что он тратит свою жизнь, что включает ее центральное содержание. Единицей анализа на этом уровне человеческой психики служит единичный смысл, все они образуют иерархическую конструкцию, где жизненные смыслы занимают наиболее высокие позиции. Но данное понимание не подразумевает какого-то аксиологического подтекста, привносимого по критерию социальной значимости отдельных смыслов, в результате чего один индивидуум наделяется личностью, другой нет. Личность есть у каждого человека, вопрос в том, чем она наполнена, какое непосредственное содержание имеют, главным образом, жизненные смыслы? Сеансы клинической беседы с испытуемыми от 10 до 90 лет показывают, что в отличие от просто личностных, жизненные смыслы относительно немногочисленны, уже в ранней зрелости они достаточно осознанны людьми, хотя часть смысловой структуры может оставаться в латентном состоянии, и что названные смыслы способны перестраиваться в ходе жизни, меняя место в иерархии. Последнее с очевидностью обнаруживается в геронтогенезе, когда смысл продления собственного существования, самосохранения приобретает для субъекта чрезвычайную значимость, продуцируя соответствующий мотив и деятельность по самообереганию, самоподдержанию, самоукркплению, и когда обследуемые начинают приписывать наивысшую ценность жизни как таковой, чего нет ил почти нет у молодых взрослых. итак, личность – часть человеческой психики, представляющая мотивационно-смысловую структуру субъекта, и, прежде всего, его жизненные смыслы.

            Любой единичный смысл можно реализовать по-разному. Форма их воплощения презентирует иной слой психики человека – его характер в качестве уровня, принимающего к исполнению жизненные смыслы, поэтому для него релевантен вопрос: не «что; ради чего?», а «как; каким образом?». Единицей анализа на уровне характера выступает поступок. В теории деятельности А.Н. Леонтьева, на которой базируется развиваемая концепция, такого элемента нет, и автор редко пользуется им в текстах. В данном случае под поступком понимается вид действия, обеспечивающего локомоцию индивидуума в особой области – субъект-субъектных отношений. Объектом здесь служит не предмет, а иное лицо. Поступок – это действие, в котором человек обращается к другому или с другим, либо адресованное другому и способное иметь социальный резонанс. Кристаллизация системы поступков, их организация в устойчивую поведенческую схему, обретение индивидуального стандарта таких актов и являет собой отработку характера. Это поведенческий шаблон, стилистическая характеристика, представляющая стабильный, свойственный конкретному человеку модус деяний. Принцип строения здесь отличен от предыдущего. На уровне личности постулируется иерархия смыслов, в слое характера логично предположить центризм. Если весь репертуар поступков субъекта расположить на концентрических окружностях по критерию большей близости к центру в зависимости от частоты использования, то характер будет складываться из тех действий, которые чаще всего применяются, становясь привычкой, второй натурой индивидуума, поэтому шаблон поступков войдет в ближний сектор концентра, занимая примыкающие к нему окружности. В слое характера первостепенна не высота жизненного смысла, как в личности, а привычность, доступность того или иного акта в форме техники исполнения, это образование, имеющее статус гештальта приемов, позволяющее субъекту осуществлять свои жизненные линии, и в силу автоматизации привычки, по выражению Адлера, не задумываться о том, как это делать.

            Оба уровня связаны: поступок как любое действие всегда имеет цель, которая есть сколок со смыслов. Такое понимание, вместе с тем, не означает, что мотив разбивается на цели, подобные более мелким фрагментам. Определенный смысл, рождающий мотив, или мотив, сопровождающийся определенным смыслом, вызывает процесс либо целеобразования, целепостроения, либо целеуказания, выбора цели, если она присутствует в поле альтернатив.

            источник формирования личности и характера – один: смыслы существования человек черпает в мире людей, там же он находит и способы их исполнения. Ни с личностью, ни с характером индивид не рождается, то и другое он заимствует в культуре социума. Но сказанное не предполагает параллельности генезиса обоих образований. Напротив, в процессе развития между ними возможны смещения. Какие-то типы поступков ребенок усваивает раньше его способности осознать и присвоить их значение. На протяжении жизненного цикла человека вероятны периоды более интенсивного построения личности и характера.

            Мнение, что субъект может иметь хорошую личность, но плохой характер –иллюзия: высокие смыслы не реализуются в низких поступках, как и наоборот. Но в жизни мы иногда наблюдаем несоответствие обсуждаемых конструктов. Оно детерминировано чаще всего установкой: «казаться, а не быть», когда человек создает внешний, социально одобряемый рисунок поведения и лишь в экстремальной ситуации обнаруживает свое истинное лицо, открывая личность и/или характер. Отклонения первой в лучшую сторону по сравнению со вторым нередко являются также следствием недостатка средств исполнения, плохо сформированных или неадекватных смыслам. Другая причина часто кроется во влиянии темперамента на характер: эмоционально неустойчивый, взрывчатый, импульсивный человек оказывается не в состоянии последовательно выдерживать линию поведения, соответствующую его смыслам. Важны и качества интеллекта. Он не входит в характер, на что указывал еще Аристотель, но решение о поступках принимается при прямом, непосредственном интеллектуальном содействии, и это фактор, способный тормозить не только реализацию, но и возникновение смыслов.

            Соотношение других психических функций с двумя анализируемыми обоснованиями. Если к личности предъявляется вопрос «что?», к характеру – «как?», то к прочим функциям – «чем?». их сумму Клягес называл материалом характера, комплексом естественных дарований, прирожденным капиталом. Последний обладает разной мощностью и его воздействие на оба конструкта трудно переоценить. У субъекта, стремящегося к музыкальной карьере, но не избавленного от ограничений звуко-высотного слуха рушится смысл стать серьезны профессионалом.

            Т.о. отождествление понятий «личность» и «характер» неправомерно, т.к. это неодинаковые компоненты человеческой психики, различающиеся по содержанию, единицам анализа, строению и генезису. Характер имеет самостоятельное значение. исключение характера из сферы исследования делает общую структуру психики человека неполной, а идентификация личности с психической индивидуальностью столь же бесперспективна, как и с характером, в чем убеждает история изучения характера в указанной интерпретации. исходно понятие «характер» было неправильно определено. индивидуально в человеке все. Характер, как в широком, так и в более строгом смысле слова, – категория прежде всего дифференциально-психологическая, в нем подчеркивается своеобразие, особенности психического склада данного человека. Характер в строгом смысле слова – только один компонентов личности, в которую входят еще способности, темперамент, самосознание. Отождествляя характер с личностью, психологи нередко исключают из нее способности, которые на самом деле являются ярким выражением личности в ее творческой деятельности. Характер в широком смысле слова только один из аспектов личности. То, что в личности разделяется в целях научного анализа, в конкретной действительности остается единым и взаимосвязанным.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв