Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.

Ф. Бэкон – один из первых английских философов, обобщивший достижения естествознания.

Бэкон обращается, в частности, к проблеме человеческого характера, считая необходимым включить его составной частью в моральную философию. изображение характеров, пишет он, часто встречается у поэтов, однако почти всегда преувеличенное и нарушающее естественное правдоподобие. Лучший материал для такого описания лучше всего искать у серьёзных историков, никогда не упоминающих о деяниях лиц, без оповещения каких-то сторон их натуры. В этике подобные характеристики не должны восприниматься как целостные образы людей, что обычно бывает в поэтических и исторических сочинениях. В противовес такой целостности надо отыскать некие боле простые элементы характера и отдельные его черты, чьё соединение создавало бы определённые образы. Анализ Бэкона не ограничивался описаниями характерологических черт, создаваемых природой, в нём присутствуют также качества, являющиеся результатом воздействия многих факторов: пола, возраста, здоровья, национальности, внешности, а кроме того, и те свойства, что формируются общественным положением, например, типичные черты правителей, людей знатных и незнатных, богатых и бедных, счастливых и несчастных и т.п.

Учение о характерах сопровождается учением об аффектах, которые Бэкон причисляет к болезням души: человеческий ум был бы спокоен и последователен, если бы аффекты не приводили его в волнение и смятение.

            Душа каждого человека находится в состоянии то большего, то меньшего совершенства. Первое надо поддерживать обетами или твёрдыми решениями, второе – уничтожать искуплением или выбором нового пути. Таким образом, основные средства – ни что иное, как постоянные цели, относительно достижимые и согласующиеся с добродетелью.

            Проявление себя это действие человека в жизни. Но мало просто познать себя, надо найти способ показать себя и сформировать.

            Познание характеров других людей – самый надёжный ключ к раскрытию человеческой души. В характере человека надо выделять преобладающие черты, которыми направляются все остальные. По обыкновению, собственные недостатки лучше всего узнаются от врагов, достоинства и способности – от друзей, привычки – от домашних, замыслы – от ближайших друзей.

            Бэкон решительно утверждает примат общественного блага перед индивидуальным, деятельной жизни перед созерцательной, самосовершенствования перед самоудовлетворением.

            Взгляды на характер и пути его исследования изложены Бэконом в книге «О достоинствах и приумножении наук», которую он пишет как о дисциплинах, которых ещё нет, но которые следует создать.

           Учение о благах у Бэкона составляет только одну из частей этики, другой является учение о нравственном воспитании человека, или, как его называет Бэкон, «Георгика души». Учение о благах  изучает природу, виды и степени блага, учение о нравственном воспитании – формулирует правила, с помощью которых индивид, приобщаясь к этим благам, обретает нравственную культуру.

            В учении о воспитании души необходимо исходить из разнообразия складов характера и склонностей людей, а также из аффектов и влечений, мотивирующих поступки.

            Характер по Бэкону – некий комплекс элементов или черт, отличный от аффекта, страстей, ума.

Английские и французские моралисты.

С начала XVII века появляются подражатели Феофрасту, среди них:

в Англии

Й. Холл –   создаёт коллекцию из 24-х типов, приводя в ней нравы добродетелей (9), и пороков (15).

Т. Оверби – составляет серию из 83 «подлинно английских характеров». Описывает характеры подобно Феофрасту.

Дж. Эрл – считается лучшим из британских подражателей Феофраста. Описания Эрла содержат соответственно 54 и 76 набросков, преимущественно, нравов профессионалов (адвокат, тупой врач и др.).

А. Шефстбери «Характеристика людей, нравов, мнений, времён». Постулирует, что каждый человек рождается с запасом принципов и истин, позволяющих ему независимо от опыта различать прекрасное и безобразное. Введя в философию понятие «моральное чувство», он стремится создать эмоциональную этику в противовес рационалистической. Его основная мысль – единение красоты и добра. Всё, что добродетельно, одновременно и прекрасно.

Во Франции:

Ж. де Лабрюйер. Его первоначальным замыслом был перевод Ф на французский язык и подражание ему в современных этюдах, постепенно перевод стал занимать всё меньшее место в книге. Лабрюйер описывал нравы людей собственного времени по аналогии с эскизами Ф: «Характеры, или нравы нынешнего века».

            Лабрюйер приводит многие черты, которые встречаются у Ф, а также затрагивает многие темы, которые можно найти в более ранних сочинениях (Аристотель, Гиппократ), например, возрастные изменения характера. Кроме этого Лабрюйер рисует портреты женщин, показывая отличие их нрава от мужского. Также в его книге присутствуют главы о творениях человеческого разума, о житейских благах, о достоинствах человека и т.п. С насмешкой он передает стремление людей видеть недостатки чужих национальных обычаев, не замечая минусов в собственных. Но помимо традиционных тем автор рисует портреты людей, выделяя социальные типы. Лабрюйер показывает жизнь города и горожан – от простолюдинов до придворных. Социальный анализ Лабрюйера отличается удивительной глубиной. Он выделяет силу, уже действующую, но которой в еще большей степени принадлежит будущее. Это – власть денег. Деньги – более страшная сила, чем сословные привилегии. Оно разрушает естественные связи между людьми и саму нравственную основу жизни. У Лабрюйера нет специальной главы, посвященной описанию нравов низших классов, но мысль о народе неотступно преследует автора.

            Важнейшая тема всей моралистической 17 в. – тема лица и маски также присутствует у Лабрюйера и проходит через всю книгу. Жизнь Франции – спектакль, где каждый играет несвойственную ему роль.

            Лабрюйер как бы со стороны наблюдает своих героев – это его позиция ученого, которую он заимствует у Ф. Внутренний облик субъекта вступает для Лабрюйера в виде комплекса внешних проявлений. Нрав человека обнаруживается в самом мелком, незначительном, неприметном поступке индивида, в том, как он держится, садится, молчит и т.п. Подобный поведенческий комплекс схватывался Лабрюйером точно и вместе с другими деталями образовывал цельную художественную структуру. Но он утверждал, что писал не сатиру против других людей, а изображал нравы своего века.

            В работе Лабрюйера обнаруживается более или менее ясное понимание связи характера человека со средой, деятельностью и общественным положением субъекта (Ковалев, Мясищев). идея социальной детерминации человеческого нрава: источник добра и зла не в природе людей, а в социуме. Одни и те же качества коренятся и в натуре человека, и в социальных условиях его существования. В принципе подобное суждение вполне корректно, но автор, вскрывая истоки качеств человека, нередко смещает детерминацию.

            Вообще французских моралистов волнует проблема человека, тайна его судьбы, загадка его натуры, его место в обществе и мироздании, его добродетели и пороки, стремления и страсти, нравственные поиски и падения, вопросы психологические и социальные (Бахмутский). В образах Лабрюйера, как и у Ф, действительно просматривается человек вечный. Строя выводимее им образы по модели Ф, Лабрюйер осуществил расширенный перенос этого стиля в новое время.

            Т.о., на пути к познанию человеческого характера античности было присуще первичное наблюдение людей, вылившееся, с одной стороны, в построение изначальной концепции этоса, где ставился вопрос о том, что такое характер, какие психические качества должны быть включены в него и в чем механизм его образования, с другой – в выделение и представление индивидуальных нравов, показ их разнообразия с попыткой наметить типологию. Происходит транспозиция акцента на проблему причин и истоков формирования устойчивого нрава, что ясно обозначено у французских моралистов.

 

Т.о., можно говорить о неудовлетворительности ранних попыток, заключавшихся в изображении изолированных черт в типизированных образах своего времени.

 

Ф. Ларошфуко , Б.Паскаль ищут отрицательные качества в природе человека.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв