В рамках этого подхода поднимается проблема духовных ценностей в образовании характера. Но понимание характера остается прежним – психическая индивидуальность. Представители данного подхода Шпрангер и Робэк.
«Тормозная» теория Робэка. Он рассматривает характер как имманентную (устойчивая) психофизическую предрасположенность субъекта к торможению инстинктивных импульсов (самосохранение, стяжательство, воля к власти, сексуальность) на основе врожденного, регулятивного принципа: интуитивного (дает высочайший тип характера), этического, эстетического, религиозного, социально-юридического, физического (последний дает самый низкий тип характера). Женщина тормозит свои инстинктивные импульсы сильнее, чем мужчина. Робэк рассматривал 3 фазы личности: когнитивную, аффективную и волевую. Надысторичность личности. Надуманность и отвлеченность «тормозной» теории Робэка.
Э. Шпрангер рассматривал характер как имманентную предрасположенность субъекта к определенной форме восприятия и деятельности (эстетической, практической и др.). Шпрангер развивал взгляды В. Дильтея, который считал, что психику человека можно только понять, но нельзя исследовать естественнонаучным методом, а также Рикерта. Задача психологии состоит, по мнению Дильтея, в раскрытии смысловой, душевной жизни личности, ценностных ориентаций человека, а этого можно достичь не путем объяснения, а только методом понимания. Психика объявлялась проявлением самовыдвижения духа.
Основные положения понимающей психологии Шпрангера:
1) психическое развивается из психического;
2) психическое сводится к интуитивному пониманию “модулей действительности жизни”, при этом Шпрангер подчеркивал, что речь идет не о сопереживании, а о понимании;
3) не следует искать каких-нибудь объективных причин развития человеческой личности, необходимо лишь соотнесение структуры отдельной личности с духовными ценностями, с культурой общества. Духовную же ценность Шпрангер понимал как свойство духа.
Шпрангер считал, что главное в личности – это ценностная ориентация, посредством которой она познает мир. Включение субъекта в познание и означает эту ценностную ориентацию. исходя из этого, Шпрангер выделил 6 форм (типов) познания мира. Он называл их “формами жизни”. Ценностная ориентация, которая существует у каждого человека, является продуктом общей ценностной ориентации человечества, “культурного состояния человечества”. Психологизация социальной жизни Шпрангером.
Ценностная ориентация – это чисто духовное начало, которое определяет у каждого человека понятие мира и является производной частью общего человеческого духа. В этом положении заключается проявление субъективного идеализма Шпрангера. Он предпочитает говорить не столько о понимающей психологии, сколько о “духовной психологии”.
Шпрангер настаивал еще на одном положении, а именно на различии понятий “переживание” и “понимание”. “Понимание” – это понятие, которое сродни познанию, это вневременное, извечное.
Типы понимания жизни, или типы человека:
1. Теоретический человек – это тот, который стремится к познанию. Познание закономерностей, познание сущности мира, познание отношений людей является для него ведущим. Жизнь презентируется для него в виде «веера ценностных ориентаций».
2. Экономический человек характеризуется как человек, который ищет пользу в познании. При этом Шпрангер не отождествляет этот тип с человеком эгоцентричным, думающим только о собственном благе. Речь идет о том, что для такого человека познание должно привести к пользе. Ценность познания для экономического человека – это направленность на познание того, что приносит пользу: самому себе, семье, коллективу, человечеству.
3. Эстетический человек – это человек, который познает мир и стремится познать его через оформленное впечатление, через самовыражение. Все воспринимается эстетическим человеком как нечто гармоническое или негармоническое.
4. Социальный человек. Это человек, который хочет найти себя в другом. Шпрангер говорит, что существует особая деятельность. Эта деятельность – найти себя в другом, жить ради другого, стремление к всеобщей любви, любви к человечеству. Социальный тип действует, живет ради любви к другим людям.
5. Политический человек. Это не человек, который стремится к административной власти. В понимании Шпрангера власть заключается в том, чтобы иметь силу следовать высшим требованиям. Реальная власть – это власть, которая основывается на истинных духовных ценностях. В основном для него власть определяется в чисто психологическом плане, она детерминирует действия и мотивы других людей. Этот властный тип жаждет власти из-за того, что он стремится детерминировать действия и мотивы других людей, но это необязательно должно быть в политическом смысле.
6. Религиозный человек – это тип человека, у которого ценностная ориентация состоит в том, что он ищет смысл жизни. и первый тип, теоретический, тоже, по существу, ищет смысл жизни. Но если теоретический тип считает, что самое главное у него в жизни – стремление к познанию, то он стремится к поиску закономерности смысла жизни. Религиозный же тип ищет доказательство, что есть какая-то высшая духовная сила – божество; этот тип ищет начало всех начал. Он считает, что есть извечное, и оно является, оно детерминирует жизнь человека.
Выделенные Шпрангером типы не представляют собой некую классификацию людей; он хотел этим выделением показать, что люди отличаются друг от друга не темпераментом, не конституцией и не поведением, а ценностями духовной ориентации человека. Эти ценностные ориентировки не вытекают ни из общественно-социальных отношений, ни из условий жизни человека, они создают лишь духовную индивидуальность личности. Большинство людей не относятся строго к одному типу.
«Развитие Человека» – каталог ресурсов на сайте Лотоса. Множество проверенных ссылок по теме. ТОП-21
Другие страницы рубрики
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.