Один из видов психогностики – попытка Галля реконструировать психические особенности человека по форме черепа. Ученик Галля назвал это учение френологией. Гипотеза Г. – черепной рельеф прямо и точно отражает форму мозга. Основные идеи:
- Сила психической функции детерминируется размером мозга (чем больше мозг, тем сильнее ф-ция). Получено из наблюдений – мозг ребенка мал, микроцефалия – маленький мозг – причина нарушения интеллекта.
- Мозг дифференцирован. Каждый участок отвечает за свою функцию. Рельеф черепа изоморфен (т.е. полностью повторяет) рельефу мозга.
- из двух предыдущих вытекает 3ий постулат. Развитие соответствующих частей мозга определяет присутствие данной функции у индивида и ее силу. Это отражается в черепно-мозговой топологии, по которой и предполагалось реконструировать индивидуальную структуру психических свойств.
Дальше Г. выделял различные черты и исследовал черепное строение – так называемые бюсты лиц от крайней выраженности анализируемого качества до полного отсутствия – краниоскопия. Т.о. выделили 37 наклонностей, составили карту мозга – для каждой наклонности – своя «шишка» на черепе, обозначенная на мозговой карте. Все выделенные функции лучше развиты у мужчин, кроме одной – любовь к детям, она, соответственно, сильнее у женщин. Все эти 37 функций – как бы френологическая гамма, из которой образуется , из которой образуется характер человека, посредством различных комбинаций между элементами гаммы. Некоторые авторы считали френологию одним из вариантов физиогномики. По методу и сути система Галля – физиогномическая, но целью френологии служило обнаружение мозговых центров психических способностей, т.е. Галля интересовал не характер – его интересовал мозг. В его трудах содержится ряд важны открытий: он впервые стал рассматривать кору больших полушарий как субстрат психической деятельности; идея о локализации функций. Появившись, френология стала очень популярной, на рубеже 18-19 века – это одна из самых модных теорий. Но скоро популярность сменилась критикой. Критиковали по следующим пунктам:
-
- Выяснилось, что строение черепа отнюдь не отражает строение мозга. По данным Флуранса, распределение функций, «найденное» френологами – совершенно нелепо. Флуренс пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, интеллект, воля – это процессы головного мозга как целостного органа, и характер тоже. У Г. же мозг – не система, а конгломерат изолированных частей.
- Предыдущий пункт – критика психофизиологической основы учения Г., критиковали и вторую его часть – представление о характере. Понятие «характер» использовалось френологами крайне нестрого, список функций – бессистемен и произволен. Брались очень сложные функции типа поэтического таланта, религиозности, другие же способности вообще не упоминались (вкус, осязание и т.д.). Описать и объяснить выделенные ими способности не пытались.
Постепенно френология и краниоскопия становилась все более антинаучной и реакционной, вульгаризировалась. из френологии начинали делать выводы о ценности классов, рас. Например, русские последователи Галя: Волков сопоставлял мозг разных народов – у европейцев он больше, чем у индусов и негров => превосходство европейской расы. То же и с классовой принадлежностью. 1858 – Добролюбов написал разгромную статью против Волкова. из-за явной несостоятельности френология была изгнана из науки, к концу 19 века прекратила свое существование. Однако краниоскопия сыграла свою позитивную роль, т.к. возбуждала и поддерживала интерес к проблеме характера.
Другие страницы рубрики
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.