Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.

Один из видов психогностики – попытка Галля реконструировать психические особенности человека по форме черепа. Ученик Галля назвал это учение френологией. Гипотеза Г. – черепной рельеф прямо и точно отражает форму мозга. Основные идеи:

  1. Сила психической функции детерминируется размером мозга (чем больше мозг, тем сильнее ф-ция). Получено из наблюдений – мозг ребенка мал, микроцефалия – маленький мозг – причина нарушения интеллекта.
  2. Мозг дифференцирован. Каждый участок отвечает за свою функцию. Рельеф черепа изоморфен (т.е. полностью повторяет) рельефу мозга.
  3. из двух предыдущих вытекает 3ий постулат. Развитие соответствующих частей мозга определяет присутствие данной функции у индивида и ее силу. Это отражается в черепно-мозговой топологии, по которой и предполагалось реконструировать индивидуальную структуру психических свойств.

 

Дальше Г. выделял различные черты и исследовал черепное строение – так называемые бюсты лиц от крайней выраженности анализируемого качества до полного отсутствия – краниоскопия. Т.о. выделили 37 наклонностей, составили карту мозга – для каждой наклонности – своя «шишка» на черепе, обозначенная на мозговой карте. Все выделенные функции лучше развиты у мужчин, кроме одной – любовь к детям, она, соответственно, сильнее у женщин. Все эти 37 функций – как бы френологическая гамма, из которой образуется , из которой образуется характер человека, посредством различных комбинаций между элементами гаммы.  Некоторые авторы считали френологию одним из вариантов физиогномики. По методу и сути система Галля – физиогномическая, но целью френологии служило обнаружение мозговых центров психических способностей, т.е. Галля интересовал не характер – его интересовал мозг. В его трудах содержится ряд важны открытий: он впервые стал рассматривать кору больших полушарий как субстрат психической деятельности; идея о локализации функций. Появившись, френология стала очень популярной, на рубеже 18-19 века – это одна из самых модных теорий. Но скоро популярность сменилась критикой. Критиковали по следующим пунктам:

  1.  
    • Выяснилось, что строение черепа отнюдь не отражает строение мозга. По данным Флуранса, распределение функций, «найденное» френологами – совершенно нелепо. Флуренс пришел к выводу, что основные психические процессы – восприятие, интеллект, воля – это процессы головного мозга как целостного органа, и характер тоже. У Г. же мозг – не система, а конгломерат изолированных частей.
    • Предыдущий пункт – критика психофизиологической основы учения Г., критиковали и вторую его часть – представление о характере. Понятие «характер» использовалось френологами крайне нестрого, список функций – бессистемен и произволен. Брались очень сложные функции типа поэтического таланта, религиозности, другие же способности вообще не упоминались (вкус, осязание и т.д.). Описать и объяснить выделенные ими способности не пытались.

 

Постепенно френология и краниоскопия становилась все более антинаучной и реакционной, вульгаризировалась. из френологии начинали делать выводы о ценности классов, рас. Например, русские последователи Галя: Волков сопоставлял мозг разных народов – у европейцев он больше, чем у индусов и негров => превосходство европейской расы. То же и с классовой принадлежностью. 1858 – Добролюбов написал разгромную статью против Волкова. из-за явной несостоятельности френология была изгнана из науки, к концу 19 века прекратила свое существование. Однако краниоскопия сыграла свою позитивную роль, т.к. возбуждала и поддерживала интерес к проблеме характера.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв