изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.

Ученик Аристотеля Феофраст последовательно реализует намеченный путь психогностики. Он первым начал использовать изначально ремесленный термин «характер» (характер как оттиск, штамп) в психологическом контексте. Самый известный трактат «Характеры» или «Характеристики» (как его обычно переводят), считается, что именно с него началось описание характеров людей. Это скорее конспективные наброски с натуры, наблюдения. Феофраст изображает типовые характеры.

Трактат включает 30 (в более полных рукописях 31) характеристик, где рисуются типы льстеца, глупца, труса и т.п. изображение каждого характера начинается с определения, в котором дается моральная оценка свойства; вредно оно или просто неприятно, затем следует иллюстрация поступков, присущих именно данному типу. Все характеры в трактате делятся на категории: часть из них – это так называемые вечные типы, передающее нечто непреходящее в человеческой натуре (например, скупой, трус), другие – отражают особенности общественной действительности Афин конца 4 в до н.э. (например, подлолюбие). При этом наряду с подобными политическими характерами дано несколько специальных типов – представителей горожан (отчаянность, тщеславие), а также тип зажиточного крестьянина (неотесанность). Феофраст выделяет типы по их доминирующей черте.

В античности до возникновения особой науки о человеке (антропологии, физиогномики, этики) человек был субъектом, связанным с богами, он имел характер, но не обладал личностью, не будучи способным действовать самостоятельно, – его сознание связано, поведение обусловлено божественным планом. Свойства субъекта обнаруживают скрытый замысел высших сил. В этот период еще отсутствует понятие внутренней жизни индивида, его субъектного мира. и сами боги выступают в виде могуществ, но не личностей, они не имеют личностных качеств. Впервые софисты и Сократ начинают изучать внутреннюю жизнь человека, «открывают» личность. Человек – «мера всех вещей» (Протагор). Важнее всего свобода воли индивида. Нравственная ценность субъекта в нем самом. Еврипид изображает индивида с независимой волей, не подвластной никакому божеству. На первый план роль отдельного человека и интерес к нему в науке и литературе выдвигается в конце 4 в до н.э. в эпоху Феофраста. (Для Афин это канун их полного падения как государства.)

Феофраст продолжает вслед за софистами и др. философами наблюдать личность как нечто объективное, как вещь, как чужое «Я». Это, по мнению греков, есть характер. Объект исследования Феофраста – частный индивид, афинский обыватель, «человек быта», принадлежащий к низшим и средним слоям рабовладельческого общества. Феофраст придает своим типам наглядность, его образы ярки. В трактате нет ни одной положительной черты, это серия эскизов, в которых выведены носители того или иного недостатка. Человек может и должен среди множества образов жизни выбирать наилучший. Путем нахождения середины между крайностями индивид укрощает свои страсти, достигает доблести и становится «правильным» человеком, анализируя соотношение нрава с поступками и переживаниями. Для Феофраста идеальной нормой служит «созерцательная» жизнь ученого-философа (как и для Аристотеля). Философ должен выявлять пороки реального мира. Феофраст не обнаруживает притязаний быть чем-нибудь более добродушного и откровенного критика. Показываемые им характеры не стоят на нравственной высоте – это обыкновенные люди с обыкновенной душой. Каждая из характеристик является как бы конспектом драматических сценок, рисующих поведение определенного типа в разных ситуациях. Феофраст приводит преимущественно резко выраженные характеры, отличающиеся некоторым гротеском, исключительностью. Он подмечает в человеке среди множества черт постоянную, по которой создается представление о переживаниях индивида. Человеческие свойства он группирует по главному, устойчиво доминирующему свойству и показывает, как данное свойство выражается в манере поведения. Каждому свойству он ставит в параллель определенный носитель – тип или характер человека, обусловленный преобладанием той или иной особенности, например, грубости и пр.

Этюды Феофраста были подготовлены работами Аристотеля. В основе его представлений о «характерах» лежат те же этические предпосылке о добре и зле, добродетели и пороке, что и у Аристотеля. Тождественность в определениях Аристотелем и Феофраста тех или иных черт, например, пустословия, трусости.

Как и Аристотель, Феофраст описывает только свободнорождённых афинян и только мужские характеры. В его набросках нет ни женщин, ни рабов – ни те, ни другие не могут служить этической нормой.

Аналогия и преемственность просматриваются также в категории рассматриваемых качеств – это не способности и вообще не дианоэтические, а именно этические свойства. В трактате Феофраста интеллект упоминается всего однажды, моральные же черты берутся с повтором. Похож непосредственный перечень разбираемых черт и их частное различение.

Вырисовывая типы, Феофраст в известном смысле воспроизводит линии анализа своего учителя – о зависимости человеческого нрава от возраста.

Однако наряду с явным сходством, можно обнаружить и определённые различия. Продолжая и развивая этическое учение Аристотеля, Феофраст делает попытку создать типологию душевных особенностей людей как типологию пороков. Аристотель включал элементы классификации в разработку проблемы аффекта. Но собственно типологической признаётся схема Ф, и считается, что ему принадлежит  одна из первых попыток классификации характера, хотя и подчёркиваются её очевидные слабости: отсутствие единого основания для выделения типов и наличие повторов.

Единое понимание Аристотелем и Феофраст того, что такое человеческий нрав, в идентичной трактовке его природы.

По учению о добродетелях человеческие черты проявляются во внешности субъекта (рост, телосложение и пр. соответствуют известному характеру, отдельным чертам). Феофраст только формально зависит от физиогномики. Натурализм 4 века выдвигает проблему характера в виде комплекса будничных черт бытового человека.

Ф изучает поступки и слова людей, в которых наиболее ярко выступают качества данного лица. Он наблюдает поведение человека в непосредственной бытовой обстановке. индивид выявляет себя в каждодневных действиях – в том, как носит одежду и пр. Каждому свойству релевантен особый стандарт поступков в жизни. Если Аристотель намечает путь, каким человек способен формировать свой характер, то Феофраст в серии типизированных образов показывает, что из этого получается в конкретных социальных условиях. Аристотель исследует добродетель в контексте общественной жизни античного общества.

Ученик Феофраста Менандр, применяя прием Феофраста, рисует уже индивидуальные черты характера.

Критика Феофраста:

?      вряд ли мог отобразить все существующие в ту эпоху характеры, их большинство; что в тексте имеются повторы и описания не всегда точно следуют определениям;

?      Отсутствие единого основания для выделения типов

?      Ф далек от науки о характере.

?      Обращаясь к чужому «Я», собственно индивидуальности, Феофраст не показывает, он обезличивает ее, сводя к яркой, но одной простой форме (Klages). Это справедливое замечание, но в задачи Ф не входило описание индивидуальности.

?      Портреты целостны, но статичны, они даны в своих внешних проявлениях, без психологич анализа.

?      Труд Феофраста – итог глубокого внимания к общественной жизни, социальной среде, отношениям и поведению людей (Ковалев, Мясищев, Трифонов).

Как и Аристотель, Феофраст изображает в своих этюдах только свободнорожденных афинян и только мужские характеры. Феофраст делает попытку создать типологию душевных особенностей людей как типологию пороков. Для Феофраста устойчивый нрав – строй душевных свойств, главным образом, этического порядка, проявляющихся в поведении.

Учение о характере заметно воздействует на философию. Вера стоиков в силу души перед судьбой воспитывала уважение к сильному нраву. По их учению характер – это печать своеобразия, отличающая поступки одного человека от других, и выражающая специфическое отношение субъекта к миру, себе и себе подобным. Наиболее существенными чертами характера стоики считали мужество, самообладание, спокойствие духа, справедливость. Главную роль в формировании характера они отводили закаливанию духа путём долгих упражнений в совершении поступков, а также с помощью наблюдения за действиями героев и размышления над ними. С точки зрения Сенеки каждый может и должен воспитывать в себе сильный характер.

Херсонский психологический клуб РиТМ

Сайт по здоровью и психологии


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв