Когда в четырнадцать-пятнадцать лет подростки начинают смотреть на свой характер как на что-то внешнее по отношению к самим себе, когда анализируют полученное в наследство от родителей и природы, они испытывают сильные чувства. Редко встретишь подростка довольного своим характером. Но есть среди ребят такие, кто, трезво оценивая свое “наследство”, приходит в ужас. Подобно героине фантастического фильма “Чужие” Сигурни Уивер, они буквально чувствуют, что в их теле живет своей неуправляемой, агрессивной жизнью чудовище!
Сегодня разговор о характере, который психологи называют “застревающим”, вязким.
ГЛАВНЫЕ ЕГО ЧЕРТЫ связаны с особенностями организма человека. Физиология – предпосылка основного свойства такого характера – недостаточной подвижности нервных процессов. Возможно, в детстве подросток перенес серьезное заболевание или травму, но чаще “вязкость” характера – наследственная особенность нервной системы. Люди, обладающие таким характером, агрессивны, им сложно успокоить свой гнев. Стоит лишь мысленно вернуться к случившемуся, как немедленно оживают сопровождавшие стресс эмоции. Мстительность таких детей и подростков хорошо известна учителям и родителям. С завидным упорством дети отстаивают свои интересы, наказывают обидчиков или тех, кого к ним относят. Они честолюбивы и самоуверенны. Поощрений им всегда не хватает.
Кажется, что подросток с застревающим характером имеет сильные защитные механизмы. Однако это не так. Болезненно чувствительный, он постоянно страдает от мнимого “плохого отношения” к себе, его недоверие к людям не обоснованно, а подозрительность превосходит все разумные пределы.
При этом такие ребята прекрасно знают, где и как нужно себя вести. В классе это может быть аккуратный, педантичный, очень честолюбивый и высоко интеллектуальный человек, возможно, лишь несколько угрюмый и необщительный. Но дома он превращается в тирана, может доводить до слез маму и бабушку придирками, угрозами, постоянной готовностью все держать под своим контролем.
ОТНОШЕНиЯ СО СВЕРСТНиКАМи не налаживаются. Он часто говорит, что терпит много страданий из-за несправедливых насмешек и издевательств сверстников. Много думает и говорит о том, что отомстит, что никогда этого не забудет. Когда характер выражен ярко, отношения со сверстниками упираются в вопрос власти. Для такого подростка важно не просто стать лидером, но властвовать. Поэтому он охотно отыскивает компании из младших и слабых, тех, кто не способен дать ему отпор, устанавливает порядки, всегда выгодные для него самого. Симпатиями такие подростки не пользуются, их власть держится на страхе.
В некоторый семьях воспитание можно сравнить с тесной комнатой, стены которой рядом – рукой подать: и здесь запрет, и там – “нельзя”. В других семьях многое разрешено, много свободы. Но есть такие, где воспитание напоминает комнату, стены которой ходят ходуном. Запреты и разрешения никогда не находятся на одном и том же месте. Представьте себя в такой комнате. Тревога и неумолимое желание опереться о “стенку”, найти предел дозволенного – вот что естественным образом формируется у ребенка в такой ситуации. Его обрекают на постоянные метания между исполнением его желаний и наложением на них запрета. В конце концов у подростка вырабатывается враждебное отношение к самому строгому воспитателю. Если взрослый “качается”, подобно маятнику, между запретами и вседозволенностью, то у ребенка возникает чувство ненависти-любви к этому человеку. Он и очень привязан и одновременно выставляет взрослому огромный счет.
КАК и О ЧЕМ С НиМи ГОВОРиТЬ. Подростки с ярко выраженным “вязким” характером в тяжелые моменты угрюмо-злобного настроения нуждаются в покое. Внимание подростка к своему здоровью, к своему благополучию облегчает задачи взрослого, готового заботиться о нем. Разговоры должны быть обстоятельны и неторопливы. Всегда делайте акцент на положительные черты подростка: любовь к порядку, аккуратность, обстоятельность, трезвость расчетов. и очень мягко говорите об отрицательных свойствах натуры.
Сами подростки признают свою склонность к мрачному расположению духа, крепкий сон, трудность пробуждения, любовь сытно и вкусно поесть, силу и напряженность сексуального влечения, отсутствие застенчивости и склонность к ревности. Но в отношении с окружающими они считают себя гораздо более уступчивыми, чем есть на самом деле.
Более адекватна самооценка подростков, “вязкие” черты характера у которых выражены мягче. При доброжелательном контакте такие ребята признают свою взрывчатость, несдержанность. Показав какой ущерб им самим может нанести их характер, посоветуйте им уходить от раздражающих ситуаций, в возбужденном состоянии искать уединения, отдушины в любимом занятии. Объясните опасность для людей с их характером алкогольного опьянения (подростки часто пытаются заглушить эмоциональные бури с помощью крепких спиртных напитков).
ОБиДЧиВОСТЬ ТАКиХ ПОДРОСТКОВ – следствие их неуверенности в себе. В глубине души они боятся себя. и их характер дает к этому основания: злоба на окружающих, жалость к себе – следствие непосильных, жестоких страданий. Такой подросток как бы получает в наследство “поведенческую память” об очень плохой жизни – жизни, которой у него на самом деле не было. Ему приходится придумывать себе такую жизнь – участь, поверьте, незавидная. Поддерживая таких ребят, важно помочь им принять свои индивидуальные особенности, научиться отвечать за свои чувства.
Что бы ты ни решил делать – собирать ли коллекцию дисков, чинить компьютер, плести из бисера или разбираться с просроченными счетами, – ты достигнешь в этом совершенства, как никто другой.
У тебя есть сильные стороны. Ты понимаешь роль мелочей. Детали, нюансы – все то, на что не обращают внимания люди поверхностные, – ты знаешь досконально. А ведь профессионала от дилетанта и отличает это внимание к мелочам.
Ты упорен в достижении цели. Вещи, как и люди, требуют постоянного внимания, но в отличие от людей они не выносят кавалерийской атаки, предпочитают небольшие, но систематические усилия. Шаг за шагом, день за днем.
и твоя коллекция, и твой автомобиль, и твои бухгалтерские счета приобретают черты совершенства. Ты создаешь удивительный материальный мир вокруг себя. и если в твоей комнате не очень аккуратно, там всегда понятный одному тебе порядок. Даже мусор лежит на своих местах, пока ты сам не решишь убрать его. Тебя окружает своеобразный уют. Тебя любят собаки и лошади. Ты можешь стать отличным дрессировщиком, приручив их своей надежностью и заботой. и когда ты станешь по-настоящему сильным, ты сможешь, если захочешь, конечно, стать отличным учителем. Потому что ты терпелив в тех вопросах, которые считаешь достойными твоего терпения. Среди черт твоего характера есть прекрасные качества, необходимые для профессионала. Если ты будешь их разумно использовать, твои профессиональные успехи обеспечены.
Есть угроза, что ты вообще откажешься от каких-либо конструктивных планов в своей жизни, потому что все твои силы уйдут на обиды, “воспитание” близких и выяснение отношений с людьми. Тогда твой золотой запас просто останется невостребованным: в фантазиях ты будешь в деталях разрабатывать планы возмездия или, что еще хуже, претворять их в жизнь. А потом удивишься, что жизнь не удалась.
Большинство людей имеют характер, не похожий на твой собственный. их не нужно перевоспитывать, ибо это невозможно: люди, как и животные, не любят “короткого поводка” (ты и сам ведь его не любишь). Попробуй найти друзей, которые уважали бы твою потребность в порядке, понимали, что это не каприз, а физиологическая необходимость. После этого останется научиться разрешить другим быть не такими, как тебе хотелось бы. Поверь, это задача на всю жизнь.
Не секрет, что ты часто теряешь контроль над собой, ведешь себя так, что позже о своем поведении не можешь дать отчет даже самому себе. По секрету: оказаться “не в своем уме” – проверенный способ сбросить с себя ответственность. Действительно ли ты хочешь променять свою свободу (а свобода и есть оборотная сторона ответственности) на положение не вполне здорового, неответственного человека. Твой характер труден, это верно, но и прекрасен, как необъезженный мустанг.
Попробуй принять ответственность за то, что ты чувствуешь (ведь это твои чувства), приручи их. На это уйдет время, но ты упорен! Однажды люди оценят силу твоего духа и скажут: “Какой сильный характер! Какой замечательный человек!”.
Консультация психолога, гештальт-терапия
АНО ПроПси
Другие страницы рубрики
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.