Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.

В истории европейской цивилизации понятие «характер» впервые появляется в языке древних греков. Этот термин был образован от глагола ???????, означавшего чеканку, затачивание, заострение, зазубривание, разрезание, начертание и др. Словом «характер» поначалу называли различные орудия – для выкапывания, вырезания, гравировки; инструмент, которым ставили штамп, клеймо. из подобных значений термина складывались выражения, содержащие смысл вырезанного, выгравированного, а также клеймённого, записанного и вообще помеченного. Впоследствии слово «характер» переносится на сам отпечаток, оттиск, штамп, на саму метку.
Геродот под характером подразумевает черты лица, выступающие специфической меткой индивида. Позднее понятие расширяет круг значений и используется уже не только для передачи внешних, конституциональных признаков субъекта, но и для многочисленных несоматических свойств, служащих его особыми приметами – мысли, язык, слог тоже именуют характером. Термин, указывающий на некоторый набор по преимуществу ремесленных действий, начинают употреблять в качестве языкового клише, обозначающего индивидуальное своеобразие черт человека – от телесных до психических и в последнем случае как метафору для выражения отпечатка душевных особенностей. Т.О., термин наделяется общим смыслом индивидуальности субъекта.
Аристотель сужает представление о характере. Он, вслед за Платоном, использует не ремесленное характер, а термин «этос» – устойчивый нрав; рассматривает его как констелляцию черт, созданную прижизненно, оттиснутую привычным способом действий человека и презентирующую субъекта со стороны морали. Последняя задает специфику поведения индивида, с помощью которой этос м.б. описан и распознан. В своей этике Аристотель ориентируется на субъекта в отдельности и вводит этику как самостоятельную дисциплину в комплекс философских знаний, помещая её между психологией – наукой о душе и политикой – наукой о государстве. Рассуждения о человеческом нраве или характере он даёт, главным образом, в своих этических сочинениях, где оно получает форму учения о добродетелях.
Аристотель выделяет 2 категории добродетелей: дианоэтические (интеллектуальные) и этические (добродетели характера). Первые мудрость, разумность и рассудительность имеют решающее значение, поскольку в них человек проявляет себя созданием, наделённым разумом, что составляет истинную человеческую сущность. Все дианоэтические добродетели приобретаются путём знаний и опыта предшествующих поколений, выражаясь в разумной деятельности, воплощающей, собственно, назначение человека. Вторая категория добродетелей – этические, также не даётся людям от природы, хотя и не способна возникнуть независимо от неё. Мы получаем от природы все в виде возможностей и преобразуем их в действительность. Если дианоэтические добродтели складываются с помощью обучения, нуждаясь в опыте и времени, добродетели характера возникают из привычек, от которых и получили свое название, образованное незначительным изменением соответствующего термина. «Этос» – представляет собой констелляцию черт, приобретённых на основе стереотипа привычек, это набор добродетелей, созданных путём выработанного субъектом стандарта поступков. Добродетели это нравственные устои, представляющие собой сформированные качества, это склад души, возникающий посредством действий, которые с начала до конца в нашей власти. Добродетель человека вообще – совершенство, добротность самой вещи или живого существа. Добродетель находит и избирает середину, порок же стремится к крайностям. Добродетель – середина между двумя крайностями: избытком и недостатком.
Аристотель противопоставляет тщеславие и малодушие великодушию, общительность для него – это правильная мера между шутовством и грубостью, скромность – середина между наглостью и застенчивостью и др. Этот идеал середины считается античным эквивалентом «умеренности и аккуратности».
Критерием нравственности (её основой), по Аристотелю, является случайный дар природы, с которым индивид приходит в этот мир. Проявляется некоторое противоречие Аристотеля: с одной стороны, человек в своём поведении свободен, изначально не задан, свойства его характера созидаемы, с другой, – сама возможность найти тот или иной путь в жизни, а значит, определённым образом творить себя, зависит от природы. Если стремление к истинной цели является врожденным и, следовательно, не детерминированным человеческими усилиями, то учение о необходимости деятельности для обретения нравственности попросту несостоятельно.
Одной из основополагающих мыслей Аристотеля является «от нашей деятельности зависят качества характера, приобретаемого нами».
Также Аристотель обсуждает ряд специальных вопросов образования и существования человеческого нрава: возрастные особенности, половую дифференциацию, отдельные черты этоса, их зависимость от страстей, связь качеств характера с социальным положением. Он делает попытку выделить типологию, выводя различные категории людей при описании аффекта – гневливых, горячих, желчных, злобных, а также очерчивая некий идеальный тип, свойства которого обозначены в чисто греческом постулате середины. Затем идёт описание нравов юношей, зрелых людей и пожилых.
Величайшими из добродетелей по Аристотелю являются те, что наиболее полезны для других. Страсти являются тем, под влиянием чего люди меняют свои решения и с чем сопряжено удовольствие и неудовольствие.
Описывая характеры или отдельные черты, Аристотель даёт их поведенческие стереотипы.
Определение человеческого нрава: «характер – это то, что обнаруживает склонность, поэтому не имеют характера те речи, в которых совсем нет того, что говорящий предпочитает или избегает», «лицо будет иметь характер, если как сказано обнаруживает в своих речах или поступках какой-то выбор, (и оно будет иметь) хороший (характер), если хорошим (будет его выбор).
Аристотель использует понятие нрав, характер тоже в значении штампа, но образованного привычками. Это рисунок черт, созданный устоявшимся способом действий, самостоятельно выбираемых человеком, это набор качеств, отчеканенных сложившейся манерой поведения, и презентирующих субъекта со стороны его морали. Понятие нравственности, её развития – является основой, фундаментом этики Аристотеля.
По Аристотелю центральным для образования этоса служит выбор и осуществление действия, т.е. некое волевое проявление.

Т.О., Аристотель создаёт представление о том, что такое этос (устойчивый нрав, характер), указывает на его истоки, выделяет наиболее существенные черты, описывает их, показывает, что нрав – это специфическое сочетание этических качеств, обретаемых субъектом путём упражнения в выборе и совершении поступков, т.е. в реальном действии среди себе подобных. Он прослеживает возрастные изменения и обращает внимания на половые различия.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв