Центральное положение Гельвеция – это утверждение наследственного равенства умственных способностей всех людей. Наш интеллект не врождён. Человеку прирожденна лишь «физическая чувствительность», из которой потом развивается ум как способность мыслить. Он утверждает примат воспитательного воздействия. Воспринимая посредством физической чувствительности воздействия социального окружения, человек приобретает определённые черты и особенности.
Дидро разделяет главный принцип Гельвеция о важнейшем влиянии среды, выступает против категоричности, которую тот допускает, полностью подчиняя биологические задатки человека формирующей роли среды. В понимании Дидро причина различных психических возможностей людей в их естественно-наследственых особенностях. «Каждый человек рождается с известной способностью к чему-нибудь», по Гельвецию – человек рождается табула-раса (чистый лист). Среда может усилить, притупить или уничтожить задатки. Однако, будучи даже самой совершенной, она не в состоянии дать индивиду то, в чём ему отказала природа.
Дидро соглашается с Гельвцием в том, что правильные законы связывают индивидуальное благо с общим. Нравственные принципы должны быть действенным внутренним убеждением, не нуждающимся во внешней стимуляции.
Согласно Гельвецию, в человеческом характере ничего природного нет. Дидро пытается учесть обе детерминанты: природную и средовую. Но всё же главная практическая идея французского материализма состояла в утверждении решающей роли социальной среды.
Р.Оуэн – по существу воспроизводит мысль Гельвеция о том, что человек – продукт обстоятельств своей жизни, но делает это в особо заострённой форме. Оуэн исходит из постулата, что природа человека всюду одинакова. Каждый ребёнок является пассивной смесью, из которой можно образовать субъекта с каким угодно нравом. Нрав присваивается ребёнку извне и больше всего зависит от предшественников, передающих ему идеи и привычки, т.е. от силы, управляющей его поступками. Человек не создаёт и не может создать своего характера. Человек есть результат воспитания.
Вывод Оуэна: от рождения в человеке есть только возможность, только способность и к добру и к злу.
Психологи Ростова, психологический центр
Ростова-на-Дону. Личная психология, психология взаимоотношений,
индивидуальная психология, занимательная психология, новости и анонсы
психологических тренингов и семинаров. Окунитесь в мир психологии с сайтом
Психология в Ростове.
Другие страницы рубрики
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.