Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн).

Впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.

Психологические модальности деятельности:

потребности

способности

направленность

Личность определяется через триединство:

что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера)

что он может (способности, дарования)

что он есть (характер)

Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер

идея активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни  – решаемые задачи, стимулирующие человека к их решению

Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир и изменяют его. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений.

Выделяет собственно личностные свойства индивида – те, которые обуславливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Человек как личность формируется, вступая во взаимодействия с миром и другими людьми. Личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Эти внутренние условия сами сформировались в процессе «внешних взаимодействий».  Психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития.

Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям – она включает и общее, и особенное, и единичное.

Ядро личности – мотивы сознательных действий, но при этом личность характеризуют еще и неосознанные мотивы – побуждения. Основное место в личности занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие его поступки и способности человека.

Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры.

Личность как субъект жизненного пути и как устойчивый психический склад человека.

Нет личности без способности сознательно занять определенную позицию ? значение сознания. Самосознание – рефлексия активности субъекта, рефлексия его деятельностных возможностей, практических достижений. Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкретного человека.

Каждая личность по-разному реализует себя в том или ином возрасте.

Человек является не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях, пропорциях, с определенной мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации

Жизнь является для человека проблемой. Жизненные противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.

Сравнение Личности у Рубинштейна и Леонтьева.

Личность у Рубинштейна – активный субъект, но акт-ть у Леонтьева в большей степени акцентирована.  Рубинштейн говорит что субъект деят-ти – совок всех внутренних условий осуществления деят-ти, через кот преломляются внешние возд-я (все внешнее действует через внутреннее, т.е. Личность, это и есть субъект деят-ти). А по Леонтьеву деятельность можно определить как актив взаимодействия между субъектом и действительностью (объектом). Леонтьев – внутреннее действует через внешнее, т.е. сам субъект, личность, сам себя изменяет. Т.е. пока субъект не воздействует на окружающий мир или на собственные психические процессы, по сути не развивается (никто со стороны не сможет развить способности человека, если он сам активно не включится, т.е. нужна мотивация, а индивидные спос-ти являются только предпосылками). Т.о. Леонтьев подчеркивает активность субъекта, и Асмолов часто говорит, что психология Личности – это психология развивающейся Личности. В истор-эвол подходе Личность понимается как активный эл-т разнопорядковых систем: индивид, представитель социальной и духовных систем).


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв