Впервые включает человека в структуру его бытия не как рядоположный с другими уровнями бытия элемент, а как активный, преобразующий бытие субъект.
Психологические модальности деятельности:
потребности
способности
направленность
Личность определяется через триединство:
что человек хочет (направленность как мотивационно-потребностная сфера)
что он может (способности, дарования)
что он есть (характер)
Эти модальности образуют целое, не заданное изначально, не зафиксированное, не статичное: в жизнедеятельности человек проявляет свою направленность, реализует дарования, формирует характер
идея активного, строящего условия своей жизни и свои отношения к бытию человека. Условия жизни – решаемые задачи, стимулирующие человека к их решению
Личность определяется своими отношениями к окружающему миру, к общественному окружению. Эти отношения реализуются в деятельности людей, в той реальной деятельности, посредством которой люди познают мир и изменяют его. В качестве личности человек выступает как единица в системе общественных отношений, как носитель этих отношений.
Выделяет собственно личностные свойства индивида – те, которые обуславливают общественно значимое поведение или деятельность человека. Человек как личность формируется, вступая во взаимодействия с миром и другими людьми. Личность как совокупность внутренних условий, через которые преломляются все внешние воздействия. Эти внутренние условия сами сформировались в процессе «внешних взаимодействий». Психологический эффект каждого внешнего воздействия на личность обусловлен историей ее развития.
Свойства личности не сводятся к ее индивидуальным особенностям – она включает и общее, и особенное, и единичное.
Ядро личности – мотивы сознательных действий, но при этом личность характеризуют еще и неосознанные мотивы – побуждения. Основное место в личности занимают система мотивов и задач, которые ставит себе человек, свойства его характера, обуславливающие его поступки и способности человека.
Личность рассматривается в деятельности, в которой она проявляется, формируется, претерпевая разнообразные изменения которой определяется и скрепляется целостность ее структуры.
Личность как субъект жизненного пути и как устойчивый психический склад человека.
Нет личности без способности сознательно занять определенную позицию ? значение сознания. Самосознание – рефлексия активности субъекта, рефлексия его деятельностных возможностей, практических достижений. Масштаб личности, масштаб ее деяний и масштаб жизни находятся в разном соотношении друг с другом в жизни каждого конкретного человека.
Каждая личность по-разному реализует себя в том или ином возрасте.
Человек является не только субъектом деятельности и познания, но и субъектом жизнедеятельности. Жизнедеятельность – не просто сумма познания, деятельности и общения. Субъект познает, действует, общается в определенных соотношениях, пропорциях, с определенной мерой активности. Он находит в жизни место и время для труда, познания, коммуникации
Жизнь является для человека проблемой. Жизненные противоречия создаются соотношением добра и зла, смерти и бессмертия, необходимости и свободы. Особенность человека как субъекта жизни состоит в его способности разрешать жизненные противоречия, изменять соотношение добра и зла, даже смерти и бессмертия.
Сравнение Личности у Рубинштейна и Леонтьева.
Личность у Рубинштейна – активный субъект, но акт-ть у Леонтьева в большей степени акцентирована. Рубинштейн говорит что субъект деят-ти – совок всех внутренних условий осуществления деят-ти, через кот преломляются внешние возд-я (все внешнее действует через внутреннее, т.е. Личность, это и есть субъект деят-ти). А по Леонтьеву деятельность можно определить как актив взаимодействия между субъектом и действительностью (объектом). Леонтьев – внутреннее действует через внешнее, т.е. сам субъект, личность, сам себя изменяет. Т.е. пока субъект не воздействует на окружающий мир или на собственные психические процессы, по сути не развивается (никто со стороны не сможет развить способности человека, если он сам активно не включится, т.е. нужна мотивация, а индивидные спос-ти являются только предпосылками). Т.о. Леонтьев подчеркивает активность субъекта, и Асмолов часто говорит, что психология Личности – это психология развивающейся Личности. В истор-эвол подходе Личность понимается как активный эл-т разнопорядковых систем: индивид, представитель социальной и духовных систем).
Другие страницы рубрики
- Автобиографическая память
- Время в субъективной картине прошлого. Эффект «пика» воспоминаний
- Культурные детерминанты развития автобиографической памяти.
- Место автобиографической памяти в системе мнемических процессов
- Проблема пластичности автобиографических воспоминаний
- Система функций автобиографической памяти.
- Структура автобиографической памяти. интервал самоидентичности личности.
- Концепция человекознаний (Б.Г.Ананьев)
- Общий и частный семантический дифференциалы
- Определение психологии
- Психология интернета
- Воздействие информационных технологий на профессиональную деятельность психолога
- Гендерные аспекты применения информационных технологий.
- игровая деятельность в интернете
- Коммуникативная деятельность в интернете
- Познавательная деятельность в интернете
- Применение компьютеров и интернета для опосредствования игровой деятельности
- Психологические исследования виртуальных реальностей.
- Современные информационные технологии и развитие теории высших психических функций.
- Характеристика психологической зависимости от интернета
- Психология Познания
- Психология счастья
- Структурно-динамическая теория мышления.
- «Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества Саймонтона).
- Ассоциативные иерархии, дефокусированное внимание и семантические сети в творчестве (теории С. Медника, Дж. Мендельсона и К. Мартиндейла).
- Вербальная и аналоговая репрезентация в процессах мышления. Теории «умственной логики» и «ментальных моделей».
- исследования развития и функционирование интеллекта
- Концепция интеллекта С.Я.Пономарева
- Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории Пономарева и Ребера).
- Структурно-динамический подход к изучению интеллекта
- Теория умственной логики
- Теория поля К. Левина
- Теория установки (Узнадзе).
- Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн).
- Характерология
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.