Теория установки (Узнадзе).

Установка – основной регулятивный механизм поведения человека, определяющий его направленность и избирательную активность

Однако сущность личность не сводится к функционированию установки, а определяется наличием таких основополагающих проявлений, как сознание и способность к объективации. Характерная особенность личность – осуществление далекой мотивации, совершение действий и поступков, цель которых в удовлетворении потребностей, предназначенных для будущей жизни

Высшие потребности – интеллект, моральные и эстетические – соответствуют Я-концепции человека Установка же проявляется в настоящем времени, хотя и является определенной формой антиципации

Поведение личности может протекать на двух уровнях:

импульсивное – направленность поведения определяется установкой, возникающей при взаимодействии потребностей человека и ситуации, в которой они актуализируются

регулируемое сознанием – человек не подчиняется импульсу, а находит такой вид поведения, за который может взять на себя ответственность. Это происходит благодаря механизму объективации, согласно которому человек противопоставляет себя внешней среде, начинает сознавать действительность такой, какая она есть, и объективировать свое поведение

Три типа личностей в зависимости от способности человека к объективации:

динамический – личность, имеющая развитую способность к объективации и обладающая готовностью легко переключаться в направлении объективированных целей

статичный – личность, проявляющая гиперобъективацию, которая состоит в постоянной задержке импульсов своих установок и выборе целесообразных видов деятельности лишь на основе значит, волевых усилий

вариабельный – личность, обладающая достаточной легкостью объективации, но не имеющая достаточных волевых способностей для ее реализации

Одна из важнейших характеристик личности – ответственность, благодаря которой человек может становиться выше своих потребностей, выступая как субъект воли. Смысл мотивации состоит в нахождении деятельности, соответствующей основной, закрепленной в процессе жизни установке личности

Две ступени периода подготовки цели:

выбор – интеллектуальный акт, осуществляемый на основе личностной ценности поведения для данного субъекта

мотивация – волютивный процесс

Волевое поведение – это способность личности подчинить свою активность не только личностном ценностям, но и объективной необходимости

изучением личность с позиций теории установок занимались многие ученики школы Узнадзе: Ш. А. Надирашвили, В. Г. Норакидзе, А. С. Прангишвили, Н. и. Сарджвеладзе, Г. и. Цинцадзе, Ш. Н. Чхартишвили, А. Е. Шерозия и др.


 

Другие страницы рубрики

Ваш отзыв