Общий и частный семантический дифференциалы (СД):
принципы и этапы построения семантических пространств.
СД принадлежит к методам экспериментальной семантики и является одним из методов построения семантических пространств. Этот метод был разработан в 1955 года группой американских психологов во главе с Ч. Осгудом в ходе исследования механизмов синестезии и получил широкое применение в исследованиях, связанных с восприятием и поведением человека, с анализом социальных установок и личностных смыслов. Его используют в психологии, социологии, теории массовых коммуникаций и рекламе, а также в области эстетики.
Метод СД представляет собой комбинацию процедур шкалирования и метода контролируемых ассоциаций. Как метод контролируемых ассоциаций, СД выгодно отличается от ассоциативных методов большей компактностью. исследователь получает численно представленные стандартизованные данные, легко поддающиеся статистической обработке. Снимается возможность ассоциаций по принципу речевых штампов, рифмовочных ассоциаций, т.е. ассоциаций, обусловленных не близостью плана содержания, а сходством плана выражения. С другой стороны, выбранные шкалы могут навязывать расчленения исследуемого материала, являющиеся незначимыми для испытуемого.
По Осгуду СД позволяет измерять так называемое коннотативное значение – те состояния, которые следуют за восприятием символа-раздражителя и необходимо предшествуют осмысленным операциям с символами. (личностный смысл если по- нашему) J
Метод СД является комбинацией метода контролируемых ассоциаций и процедур шкалирования. В методе СД измеряемые объекты оцениваются по ряду биполярных градуальных шкал (трех- пяти семи-балльных), полюса которых заданы с помощью вербальных антонимов. Оценки понятий по отдельным шкалам коррелируют друг с другом, и с помощью факторного анализа удается выделить пучки таких высококоррелирующих шкал, сгруппировать их в факторы. Психологическим механизмом, обеспечивающим взаимосвязь и группировку шкал в факторы, Ч.Осгуд считал явление синестезии.
Синестезия – психологический феномен, состоящий в возникновении ощущения одной модальности под воздействием раздражителя другой модальности, например, переживание цветового образа в ответ на музыкальную фразу в цветомузыке. По мнению Лурии, физиологические механизмы инестезии, обеспечивающие кроссмодальные переходы, заданы тем, что стимуляция некоторой модальности поступает не только в специфические для неё проекционные зоны мозга, но по коллатералям – боковым ответвлениям аксонов – и в неспецифические для неё проекционные зоны других модальностей. На основе восприятия одной модальности в восприятии реконструируется целостный интермодальный образ.
Математически построение семантического пространства является переходом от базиса большей размерности (признаки, заданные шкалами) к базису меньшей размерности (категориям-факторам). Содержательно фактор можно рассматривать как смыловой инвариант содержания шкал, входящих в фактор, и в этом смысле факторыявляются формой обобщения прилагательных-антонимов, на базе которых строитсяСД, а его факторная структура отражает структуру антономии в лексике. Группировка шкал в факторы позволяет перейти от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами к более емкому описанию с помощью меньшего набора категорий-факторов, представив содержание объекта, его коннотативное значение как совокупность факторов, данных с различными коэффициентами веса. Причем нагрузки объекта по каждому из выделенных факторов определяются как среднее арифметическое оценок объекта по шкалам, входящим в этот фактор.
При геометрическом представлении семантического пространства категории-факторы выступают координатными осями некоего n-мерного пространства, а коннотативные значения объектов задаются как координатные точки или векторы внутри этого пространства, восстановленные на основе знания их проекций на оси факторов, т.е. знания нагрузок объекта по каждому фактору.
Семантическое пространство является своеобразным метаязыком описания значений, позволяющим путем разложения их содержания в фиксированном алфавите категорий-факторов проводить семантический анализ этих значений, выносить суждения об их сходстве и различии путем вычисления расстояний между соответствующими значениями координатными точками пространстве.
Переход от описания объектов с помощью признаков, заданных шкалами, к описанию объектов с помощью факторов, являющихся смысловыми инвариантами, связан с потерей информации об объектах, так как из содержания шкалы в факторе отображается только та информация, которая инвариантна всей совокупности шкал, входящих в фактор. Этим инвариантом оказываются эмоциональный тон или образное переживание, лежащее в основе коннотативного значения, – генетически ранней формы значения, в которой отражение и эмоциональное отношение, личностный смысл и чувственная ткань ещё слабо дифференцированы. именно поэтому СД позволяет оценивать не значение как знание об объекте, а коннотативное значение, связанное с личностным смыслом, социальными установками, стереотипами и другими эмоционально насыщенными, слабоструктурированными и малосознаваемыми формами обобщения.
В исследованиях Осгуда строилось семантическое пространство на базе шкалирования понятий из самых разных понятийных классов и было выделено три основных (общих) фактора, интерпретированных как «оценка», «сила», «активность».
Частный СД характеризуется различной размерностью, разным содержанием выделяемых факторов, но в то же время сохраняют некоторую преемственность по отношению к универсальному СД. Многие факторы частных семантических пространств являются конкретизацией базисных факторов в условиях определённого узкого семантического класса и сохраняют с ними корреляционные связи.
Зависимость факторной структуры семантического пространства от круга шкалируемых понятий Осгуд объясняет тем, что между понятиями и шкалами существует взаимодействие в процессе вынесения суждения.
Построение таких более дифференциальных семантических пространств – частных СД – позволяет проводить и более тонкий семантический анализ, а сами факторные структуры могут интерпретироваться как категориальная сетка данных понятийных классов. Значения при этом задаются как пересечения категорий-факторов.
В то время как классический универсальный СД отражает обобщённые эмоционально-оценочные формы классификации более предметного характера и отражают категоризацию. Являясь опосредованными знаниями субъектов (испытуемых) данной содержательной области, они не являются универсальными и требуют построения частных семантических пространств для каждой однородной популяции.
Построение семантического пространства.
Первый этап: выделение семантических связей анализируемых объектов (понятий, символов, изображений). В экспериментальной семантике, психолингвистике в качестве методик выделения семантических связей используются:
- ассоциативный эксперимент, где мерой семантической связи пары объектов является сходство дистрибуции их ассоциаций;
- субъективное шкалирование, где испытуемые выносят суждение о сходстве каждой пары объектов по некоторой градуальной шкале, содержание которой не задано, т.е. испытуемый сам домысливает основания классификации;
- семантический дифференциал, где мерой сходства объектов является сходство их оценок, данных по биполярным градуальным шкалам, содержащим в качестве полюсов прилагательные-антонимы;
- метод подстановки, родственный лингвистическому методу дистрибутивного анализа, где мерой сходства слов выступает количество контекстов, в которых эти слова взаимозаменяемы,
- метод классификации (сортировки), где семантическое сходство пары объектов пропорционально количеству объединений их в общие классы при процедуре классификации;
- условно-рефлекторные методики.
Результатом первого этапа является построение матрицы сходства (расстояний) анализируемых объектов.
Второй этап: задача – выделить структуры, лежащие в основе матрицы сходства объектов, и тем самым эксплицировать структуру семантического пространства. Для этого необходимо уменьшение числа исследуемых переменных, которыми выступают семантические связи матрицы сходства, сведение их в некоторые универсумы. Наиболее широко используемыми процедурами упорядочивания исходных данных выступают факторный анализ, метод многомерного шкалирования, кластер-анализ.
Третий этап: идентификация, интерпретация выделенных факторных структур, кластеров. интерпретация выделенных структур подразумевает выделение некоторого смыслового инварианта объектов (понятий, шкал, изображений и т.д.), имеющих высокую нагрузку по данным факторам или входящих в данный кластер.
Проведение психолингвистического эксперимента связано с оценкой К объектов по H дескрипторам N испытуемыми. В результате такой процедуры получается куб данных. Порождаемый куб данных содержит три независимых источника вариации (испытуемые, понятия, шкалы-дескрипторы), анализ которых позволяет ставить ряд задач исследования. Так, для одного испытуемого или усредненной группы испытуемых можно выделить данные, связующие шкалы и понятия. По этим данным можно построить матрицу сходства шкал-дескрипторов, где мерой сходства является сходство оценок понятий, данных по этим шкалам, или построить матрицу сходства понятий, где мерой сходства является их сходство при оценке по шкалам. Математическая обработка этих матриц позволяет построить семантическое пространство шкал или семантическое пространство понятий.
Другие страницы рубрики
- Автобиографическая память
- Время в субъективной картине прошлого. Эффект «пика» воспоминаний
- Культурные детерминанты развития автобиографической памяти.
- Место автобиографической памяти в системе мнемических процессов
- Проблема пластичности автобиографических воспоминаний
- Система функций автобиографической памяти.
- Структура автобиографической памяти. интервал самоидентичности личности.
- Концепция человекознаний (Б.Г.Ананьев)
- Общий и частный семантический дифференциалы
- Определение психологии
- Психология интернета
- Воздействие информационных технологий на профессиональную деятельность психолога
- Гендерные аспекты применения информационных технологий.
- игровая деятельность в интернете
- Коммуникативная деятельность в интернете
- Познавательная деятельность в интернете
- Применение компьютеров и интернета для опосредствования игровой деятельности
- Психологические исследования виртуальных реальностей.
- Современные информационные технологии и развитие теории высших психических функций.
- Характеристика психологической зависимости от интернета
- Психология Познания
- Психология счастья
- Структурно-динамическая теория мышления.
- «Дарвиновский» подход к описанию процессов творчества (на примере теории научного творчества Саймонтона).
- Ассоциативные иерархии, дефокусированное внимание и семантические сети в творчестве (теории С. Медника, Дж. Мендельсона и К. Мартиндейла).
- Вербальная и аналоговая репрезентация в процессах мышления. Теории «умственной логики» и «ментальных моделей».
- исследования развития и функционирование интеллекта
- Концепция интеллекта С.Я.Пономарева
- Неосознаваемые компоненты в творчестве. Логика и интуиция. имплицитное и эксплицитное знание в решении задач (теории Пономарева и Ребера).
- Структурно-динамический подход к изучению интеллекта
- Теория умственной логики
- Теория поля К. Левина
- Теория установки (Узнадзе).
- Философско-психологическая концепция (С.Л.Рубинштейн).
- Характерология
- Основные направления исследования понимания в современной психологии.
- Взгляд на характер в рамках идеологического подхода.
- Гуморальные теории
- Диагностика характера.
- изображение типов характера Феофрастом. Вклад Феофраста в характерологию.
- КАК ЖиТЬ С “ВЯЗКиМ” ХАРАКТЕРОМ
- Конституциональный подход к анализу характера, Кречмер
- Конституциональный подход к характеру. Шелдон. Конрад.
- Многообразие толкований темперамента и его связь с психическим складом.
- Первичные типологии характера.
- Психоаналитическая разработка проблемы характера (Фрейд, Адлер, Юнг).
- Психологические типы К. Юнга и их современные формы (Майерс-Бриггс, Кейрси-Бейтс).
- Развитие психологической линии анализа характера: Ф.Бэкон, английские и французские моралисты, спор К.-А.Гельвеция и Д.Дидро о врождённом и приобретённом, Р.Оуэн о характере.
- Ранние представления о характере: «этос» Аристотеля.
- Современная зарубежная характерология.
- Современные методы исследования характера. их валидность и надежность.
- Современные отечественные характерологические концепции.
- Спор о врождённом и приобретённом в характере (Дидро, Гельвеций).
- Способы построений классификаций характера
- Темперамент в Античности
- Учение о темпераменте (Гиппократ, Гален). Характерологическая часть учения.
- Френология Галля, ее антинаучность, несостоятельность постулатов и выводов.